История в серебре. Под фальшполом разрушенного дома в Перми нашли клад

Ирина Вервильская / АиФ-Прикамье

Часто ли мы задумываемся по пути на работу или во время прогулки, что под нашими ногами? Конечно, речь не о лужах и изъянах дорог, а о том, что намного глубже – в прямом смысле слова. Пермская земля пронизана историей – это как никто знают археологи.

   
   

Во время раскопок по улице Горького, 10, где в будущем планируют построить новое здание с подземной парковкой, обнаружили клад из серебряных монет. Об этом сообщила Лилия Ширяева – директор АНО «Союзэкспертиза» при Пермской ТПП.

Хитрый схрон

По закону строительство новых зданий на исторически значимых участках должны предварять археологические раскопки. Потому и началась работа по адресу: улица Горького, 10.

Раскоп на улице Максима Горького. Фото: Из личного архивa/ Геннадий Воженников

«Мы обнаружили клад благодаря тому, что застройщик следовал законодательству. Обозначенный участок относится сразу к двум памятникам археологии. Первый – «Пермь губернская» – это период с 1781 г., когда началось строительство Перми, до середины XIX в. Второй памятник связан со слободой мастеровых людей Егошихинского завода. В 1990-х гг. на этом месте стояли два дома. Позже их разрушили. До настоящего времени там был пустырь», – рассказывает директор археологической экспедиции Игорь Козмирчук.

Во время раскопок нашли большое количество фундаментов домов разных исторических периодов, деревянную канализационную трубу, сараи. В одном из подвалов исследователи обнаружили фальшпол. Именно под ним и хранились в деревянной емкости размерами примерно 70 на 70 сантиметров серебряные монеты, завёрнутые в пергамент.

Монеты были завёрнуты в пергамент. Фото: Из личного архивa/ Геннадий Воженников

«Изначально там был ледник. То есть – старинный холодильник: зимой к домам на санях подвозили плиты льда, которые разгружали и укладывали вдоль стен внутри. Обычно в таких помещениях делали дренажное отверстие для отвода талой воды. Так вот в этом подвале вместо него под фальшполом была ёмкость с кладом», – пояснил архитектор-реставратор, зам. председателя Пермского краевого отделения Всероссийского общества охраны памятников Геннадий Воженников.

Судьба сокровищ

Археологи насчитали около сотни серебряных монет образца 1922-1927 гг. Точное количество будет известно только после реставрации. Дело в том, что некоторые из них склеились – место хранения периодически подтапливало. Схрон сделали примерно в 1928 г. – в эпоху борьбы с НЭПом – Новой экономической политикой, проводившейся в 1920-е гг. и призванной восстановить экономику, пришедшую в упадок за годы военного коммунизма.  

   
   
Одна из монет. Фото: Из личного архивa/ Геннадий Воженников

«Во времена НЭПа правительство решило делать деньги не из бумаги, а из благородных металлов, чтобы у человека на руках был их эквивалент. Обнаруженный нами клад – это очень характерная находка. Когда НЭП угасал (в конце 1920-х гг. началась коллективизация) правительство вело за разбогатевшими людьми что-то вроде охоты. Они были вынуждены прятать деньги. Потому такие клады находят очень часто», – говорит Геннадий Воженников.

Обозначенный участок относится сразу к двум памятникам археологии. Первый – «Пермь губернская» – это период с 1781 г., когда началось строительство Перми, до середины XIX в. Второй памятник связан со слободой мастеровых людей Егошихинского завода.

Сейчас монеты отмачивают, чистят, одним словом, приводят в порядок. Уже осенью этого года их планируют передать в фонд Пермского краеведческого музея. Кстати, в кладе особо ценные для коллекционеров экземпляры.

«Для нас, археологов, монеты имеют лишь научную ценность. А вот среди коллекционеров сформировались понятия: распространённые и редкие монеты, – рассказывает Игорь Козмирчук. – В кладе есть рубль 1922 г. и 50 копеек 1924 г. редкой чеканки».

Серебряный рубль. Фото: Из личного архивa/ Геннадий Воженников

«Облик монет претерпевал изменения. Например, в один из годов партии показалось, что окна изображённого на рублях завода должны быть не прямоугольными, а квадратными. Таких монет выпустили всего несколько тысяч. Находят их очень мало. Потому коллекционеры считают такие экземпляры очень ценными. Стоимость достигает 600 тыс. руб. При этом обычная монета той эпохи оценивается в 3-10 тыс. – в зависимости от состояния. Также в кладе есть 50 копеек, на которой художник сделал более брутальными ботинки рабочего и немного изменил складки фартука. Деньги безумно красивые, очень профессионально выполнены», – пояснил Геннадий Воженников.

Из-за особой ценности монет на раскопе сразу после их обнаружения выставили охрану.

Чей дом?

Благодаря серебряным рублям исследователи смогли датировать дом, в подвале которого находился клад. Строение, говорят специалисты, вызывает большой интерес. Изучив его, к примеру, можно выяснить, как менялись представления пермяков о комфорте.

Облик монет претерпевал изменения. Например, в один из годов партии показалось, что окна изображённого на рублях завода должны быть не прямоугольными, а квадратными.
 

«В доме был утеплённый санузел (прежде в Перми такие мы находили дважды). Здесь просматривается тяга пермяков той эпохи к комфорту. Санузлы начинали строить в коровниках или непосредственной близости к дому, чтобы не мёрзнуть. Уникальность санузла в том, что он был двойным (внутри были перегородка и два места). Такой мы обнаружили впервые. Вероятно, владелец дома, несколько разбогатев, усовершенствовал конструкцию, чтобы членам большой семьи не приходилось ждать», – рассказывает Геннадий Воженников.  

По словам архитектора-реставратора, изначально на участке, где стоял дом, находилась пашня. Затем появился огород, а после – и строение. Его возвели по технологии, которую применяли первые пермяки. Строили по-быстрому, возможно, для женившегося сына. Потом дом доводили до ума: утепляли пол, делали завалинку.

Клад нашли под фальшполом в подвале. Фото: Из личного архивa/ Геннадий Воженников

«Мы сейчас активно выясняем, кто там жил в разное время. Известно, что в 1919 г. по решению пермского обкома дом национализировали, отобрав у прежних хозяев, – говорит Игорь Козмирчук. – Думаю, судьба человека, сделавшего клад, была очень печальной. Наверняка, он погиб или был сослан».

Имя потомка одного из собственников дома удалось установить.