Любой город неповторим. У него есть свой характер. И с годами, в отличие от человека, города только молодеют. А их прошлое обрастает легендами.
За свои почти 300 лет Пермь постоянно менялась - из небольшого провинциального городка она превратилась в крупный индустриальный центр. В её истории происходили тысячи событий. И, как в капле воды можно разглядеть море, так и в самом незначительном происшествии видна особая атмосфера и дух целого города.
Именно такое впечатление остаётся после прочтения любого из рассказов, собранных в книге «Легенды улицы Пермской». Её автор - Евгений Филатов - рассказывает, как истории превращаются в легенды, где грань между фактом и художественным вымыслом, какие истории больше всего «захватили» писателя.
Оранжевый снег
Марина Медведева, «АиФ-Прикамье»: На презентации книги вы сказали, что стали писателем не так давно и книги стали следствием сложного периода в жизни. Как вы смогли переработать тяжёлый опыт в нечто позитивное?
– Вас увлекают тайны, загадки и легенды. Где грань между фактом и художественным вымыслом?
– В центре любой истории, о которой я рассказываю, находятся факты. В случае с «Легендами» – реальное событие или явление. Затем нанизываю на эту основу персонажи, места, события, которые помогают раскрыть суть. Для меня также важно показать, что было дальше, за рамками локальной пермской истории. Например, в 1901 году в Пермской губернии произошло поразительное и пугающее событие. В одном из сёл Кунгурского уезда выпал ярко-оранжевый снег. Химзаводов тогда не было, и люди начали готовиться к концу света. Лишь случайное появление в селе смотрителя метеостанции принесло жителям села облегчение. Он отправил снег на анализ в Петербург. Выяснилось нечто поразительное, но уже совсем не страшное – оказалось, что цвет снегу придал песок, который принесло из Сахары. Но самое любопытное, что в это же время к концу света готовились за тысячи километров от этого села – в солнечной Сицилии. Местные жители думали, что их поразила одна из казней Египетских – кровавый дождь. Объяснение оказалось похожим – в атмосфере смешались песок и пыль, которые придали дождю пугающий цвет.
Ещё в одном рассказе я отталкивался от любопытной информации: в 1859 году произошла крупнейшая в истории вспышка на Солнце. Её ещё называли суперштормом, или событием Кэррингтона. Чтобы было понятно, насколько уникальным было это явление стоит сказать, что тогда даже на экваторе видели Северное сияние. Выяснилось, что в этот год произошёл резкий рост насилия и самоубийств. Я решил посмотреть, как это могло повлиять на жизнь простого пермяка тех лет. В результате родилась история мещанина, который попал в психиатрическую лечебницу, но натворил перед этим такого!
– Очень эмоциональная история…
– Да, любое событие можно облечь в художественную форму так, чтобы задеть чувства читателя и у него побежали мурашки. Это одна из целей любого писателя.
Таинственное исчезновение
– Какой герой вашей книги о пермских легендах вас особенно «зацепил»?
– Губернатор Карл Фёдорович Модерах - поистине уникальный человек. В истории России нет губернатора, который бы служил при трёх императорах – Екатерине II, Павле I и Александре I.
Погружаясь в его биографию, я обнаружил факт, который нашёл отражение в рассказе «О пропавшем камне». Забавная история строится вокруг драматического периода в жизни страны. Пермское купечество решило воздвигнуть памятник Павлу, но именно в этот период его убили. Основание будущего монумента уже установили. И тут все узнали, что в город планирует приехать с инспекцией новый император – Александр, который был, как мы знаем, замешан в заговоре против отца. Основание памятника с уже выбитым на нём именем Павла показывать ему было нельзя. И Модерах придумал выход из ситуации - ночью камень тайно вывезли. После этого прошёл снег и засыпал площадку, не оставив от основания и следа. Утром городовой был в полнейшем изумлении, когда не увидел камня на месте. Он поднял голову к небу, думая, что камень забрали высшие силы.
Концентрация истории
– Как вы открывали для себя Пермь? Долго ли шло знакомство с городом?
– Сейчас Пермь стала для меня родной, но произошло это не так быстро. Раньше она была городом командировок, который я видел лишь из окна машины. Но когда по работе остался здесь надолго, то понял, что Пермь очень богата на интересные события. Раньше я думал, что здесь есть только заводы, но сейчас вижу, что это таинственная древняя территория, которая таит в себе много загадок. Безусловно, помощь ПРОО «Насмного» и её руководителя Ирины Ермаковой в знакомстве с фольклором Перми трудно переоценить. Поэтому работать над книгой было очень интересно, многое хотелось описать и донести до читателей, в том числе и тех, кто живёт за пределами Перми. Сборник сейчас покупают в самых разных городах. И это не удивляет, ведь мы мало знаем о жизни соседних регионов. Да и сами жители не всегда хорошо осведомлены о том, чем и как жил их город в прежние времена.
– Есть ли у вас в Перми любимое место?
– Наверное, ответ будет предсказуем: да, это улица Пермская. Пермь – город трудной судьбы. Здесь осталось не так мало исторических строений. И это можно понять, ведь дворцов и пышных храмов здесь не строили. И Пермская является своеобразной концентрацией истории. Будет хорошо, если её удастся снова сделать пешеходной, хотя бы на выходные.
– Какое у вас образование? Помогает ли профессия в писательстве?
– По образованию я врач-хирург. Институт окончил в 1991 году. Это было сложное время - развалилось почти всё. Моим первым местом работы стал онкоцентр на Каширке. В те годы там умирали практически все пациенты. Тогда не было ни лекарств, ни медтехники. Впервые в жизни я испытал настоящую депрессию от полной бесполезности своих усилий. Представьте: вы каждый день проводите в операционной по шесть-семь часов, но в итоге бесполезно. Поэтому сразу ушёл из медицины, когда мне поступило предложение от фармкомпании о работе. Это перевернуло мою карьеру. Сейчас я – кризис-менеджер, помогаю подняться предприятиям, у которых возникли большие проблемы. Также занимаюсь инвестициями. В такой работе необходима тщательная подготовка и понимание последствий сделанных шагов. С писательством та же история – нельзя писать о чём-то, не погрузившись в тему глубоко. Только это помогает создать то, что отличается от написанного ранее.