Модели поездов — мечта многих детей. А вот участники команды PaRMa-Modul не забросили своё хобби, даже когда повзрослели. В 2012 году они объединили свои усилия, чтобы собрать большой макет железной дороги.
Секрет 1. Строительством заняты 18 человек
«Макет — это силы, средства и время шести семей нашего города в двух поколениях, — рассказывает Александр Глушков. — Изначально это было увлечением детей 80-х годов, которое начиналось с гэдээровских наборов электрической железной дороги. Со временем у детей 80-х появились свои дети, и хобби получило новый виток».
У каждого в команде есть свои обязанности: кто-то отвечает за электронику, кто-то — за чертежи, кто-то — за программирование. Для управления движением поездов написана специальная программа, но моделисты предпочитают управлять вручную, чтобы проконтролировать, если вдруг состав сойдёт с рельсов. Постепенно к увлечению мужчин подключились и их жёны. В основном они занимаются ландшафтами и дизайном.
Секрет 2. Поезд едет сам под собой
Самые новые модули макета имеют спиральный спуск. Поезд во время движения скрывается в тоннеле и спускается по спирали на нижний уровень.
«На создание этой части потратили год, — говорит Илья Сумароков. — Мы решили сделать такой спуск, так как это одна из самых интересных вещей на железной дороге. В Европе таких участков путей много. В России меньше, но всё же есть. Например, в Краснодарском крае».
Секрет 3. При строительстве макета иногда приходится использовать непредсказуемые материалы
Чтобы макет получился красивым и правдоподобным, моделисты пользуются не только покупными миниатюрными фонарями, искусственной травой, пластмассовыми домиками. Чтобы сделать деревянный фонарь, который можно встретить в деревнях, участники PaRMa-Modul использовали деревянные шпажки для шашлыков.
Забор около железнодорожных путей напечатан на 3D-принтере, а на один из самых больших модулей ушло 60 килограммов медицинского гипса — из него сделаны холмы.
«Достаточно сложно сделать макет дерева. У каждого свои хитрости, и секретами не делятся», — говорят участники ассоциации.
Самые необычные материалы, которыми пришлось воспользоваться, — манная каша и чай. Из этой смеси сделали замок, который моделисты заказывали у известного пермского кукольного мастера Натальи Кербиль.
Секрет 4. Модели поездов соответствуют прототипам
Модели локомотивов и вагонов, которые есть у команды PaRMa-Modul, выпускаются в соотношении 1:87. Уход за моделями нужен практически такой же, как за прототипами, хотя в отличие от настоящих они отливаются из смолы или пластмассы.
«С виду — игрушка, с которой можно бесконечно играть. Но нет, — говорит Александр Глушков. — У каждой модели есть свой регламент обслуживания, есть технологическая карта, приложенная производителем, по которой нужно в определённый период менять смазку в редукторах, чистить электрические контакты на токосъёмах, колёса и рельсы».
«Мы вынуждены дорабатывать, вынуждены перекрашивать, — говорит Илья Сумароков. — Например, фирменный поезд «Кама» не выпускает ни один производитель. Пришлось перекрашивать китайский состав. Специалист сразу обратит внимание, что у вагона на одно окно больше, чем у настоящей «Камы». Технически модели постоянно переделываются, ремонтируются. Текущий ремонт производится регулярно».
Самый большой состав, который запускали участники PaRMa-Modul, состоял из 22 пассажирских и около 50 грузовых вагонов. Но такой длинный состав можно запустить только по ровной поверхности.
«Есть разные локомотивы, — поясняет Илья Сумароков. — Нужно знать физические характеристики и правильно собрать состав. У локомотивов разный вес, в среднем — 700 граммов. На поворотах вагоны сильнее дёргаются, этого могут не выдержать сцепки, и состав сойдет с рельс. В реальной жизни всё точно так же. Никто не поставит впереди пустые вагоны, а следом загруженные».
Секрет 5. Важны не только поезда, но и окружение
На нескольких вагонах перевозятся модели машинок. Участники группы отмечают, что каждый автомобиль покупался отдельно, а не шёл в комплекте с вагоном.
«Машинки являются не просто игрушкой. Это модели реальных автомобилей, — поясняет Александр Глушков. — Они выкрашены в той же цветовой гамме, имеют те же самые надписи, что и прототипы. Все они имеют артикулы и лицензии».
В макет нужно всматриваться, иначе легко упустить детали. На нём есть тупик, в котором стоит старый сломанный вагон. Некоторое время назад модель вышла из строя, починить не удалось, и вагон превратился в декорацию. Его состарили, раскрасили под ржавчину, на окна наклеили плёнку от смартфона так, чтобы получились трещины. А на боку, под окнами, Александр Глушков-младший написал признание в любви к своей жене на немецком языке.
Секрет 6. Приходится многому учиться
В команде нет железнодорожников, поэтому строителям макета приходится постигать искусство укладки путей и возведения ландшафтов самостоятельно. Для чертежей используют специальные программы для составления макетов.
«Приходится изучать очень многое, — говорит Илья Сумароков. — По основному месту работы мы не железнодорожники. Пришлось изучать дизайн, построение чертежей. Но современное программное обеспечение нам в этом помогает».
Важно знать и то, как правильно собрать электрическую сеть. На рельсы подаётся напряжение. В каждом локомотиве есть декодер, который принимает сигнал, который подаётся именно к этому локомотиву. С помощью пульта оператор подаёт определённый сигнал, и локомотив начинает движение. Либо в составе включается свет, либо поднимаются пантографы (усы-токоприёмники у поездов, трамваев, троллейбусов; в моделях они выполняют лишь декоративную роль), либо включается звук. Пермские моделисты отмечают, что все звуки — стук колёс, гудки, голоса — записываются с настоящих прототипов.
Секрет 7. На макете появится веерное депо
«Планируем сделать веерное депо, — делится ближайшими планами Илья Сумароков. — Это одна из самых зрелищных частей любого макета: в депо сразу будет видно много локомотивов. Но проект стоит немало: бюджет — 200 тысяч рублей. Мы ищем спонсора, чтобы реализовать эту идею».
Макет можно увидеть во время городских мероприятий и выставок. Одна из них недавно завершилась. Но для желающих проводят индивидуальные показы по предварительной записи.