Он утверждает, что нет такого понятия, как пермский юмор, хоть страна и смеётся над шутками пермяков. Уверен, что не будет второй «Пармы», как никогда не появится новая группа «Битлз». И надеется, что Пермь одумается и вернёт писателя Иванова.
Если у вас нету тёти
Марина Шнайдер, «АиФ-Прикамье»: Долго пришлось уговаривать Анну Михалкову примерить погоны?
Ямур Гильмутдинов: Мы проводили бессчётное количество кастингов, но я всё не решался кому-то отдавать роль. Говорил исполнительным продюсерам: «Идите к Анне Никитичне, в ножки кланяйтесь, показывайте сценарий». Многие не верили, что ей понравится. Она его прочла, и когда мы уже с ней лично встретились, я понял, что всё получится. Большая удача, что Анне Никитичне понравился сценарий. Глубоким знанием жизни и своим эмоциональным миром она оживила вымышленного персонажа.
– Кого вы представляли, когда придумывали главную героиню?
– Наверное, себя. Думаю, большинство авторов, когда что-то сочиняют, идут от себя, от своих переживаний, мыслей.
– Почему тогда сделали главным героем женщину?
– Любые истории – они про любовь. Женщины олицетворяют любовь. Мужчины более действенны, брутальны, а женщины более эмоциональны и чувственны. А я хотел именно такую историю.
– У главной героини есть счастье, любовь?
– У неё нет. А она думает, что есть. Думает, что работа – это её призвание и счастье.
– Вы вдохновились историей типичной российской женщины, которой «уже не шешнадцать». В детстве у вас случайно не было тётушки, которая носила форму сотрудника колонии?
– Нет. Всё проще. Мой отец всю жизнь работал в системе профсоюзов, возглавлял профсоюз работников госучреждений Пермской области. В организацию входили и учреждения системы ФСИН. Однажды он взял меня в колонию-поселение. Я увидел, как там всё устроено. Когда надо было принимать решение, куда поместить героев сериала, я вспомнил, что колония-поселение – это относительно свободная территория, но со своим режимом. Более того – это единственный вариант, где отбывают положенный судом срок и мужчины, и женщины. В общих чертах я эту систему представлял.
– Слово «система» сегодня ругательное. И рядом обязательно маячит коррупция. Есть ли коррупция на развлекательных каналах?
– Существует великая вещь – конкуренция. Там, где есть конкуренция, не будет коррупции никогда. Многие хотят попасть на телевидение. Внутри каждого канала есть также жёсткая конкуренция между передачами, проектами, сериалами. Там ты должен доказывать своё превосходство талантом. Там нужно быть сильным, а не богатым. Но, конечно, если говорить о КВН, то финансовая поддержка просто необходима. Когда в 2004 году бюджет Пермского края наконец-то помог «Парме» – мы впервые дошли до финала, до этого же постоянно вылетали на стадии четверть финала Высшей лиги. Хотя все наши ребята были замечательны, талантливы и прекрасны, но когда нам серьезно помогла краевая власть, мы смогли нанять дополнительно авторов, перед игрой жить в Москве месяц, а не 5 дней, купили достойные реквизит и костюмы. И благодаря этому дошли до финала. В нашем сериале коррупция будет отражена так: все вымышленные осуждённые будут носить фамилии реальных пермских коррупционеров, которых я знаю. Это будет мой личный вклад в борьбу с коррупцией.
Выстрел в ТНТ
– В высшую лигу КВН пермяки пришли недотёпами с вышитыми буквами КВН на вязаных свитерах и в растянутых трико. А потом команда сценических иванушек-дурачков практически вся переехала в Москву. Сегодня Буква К (Дмитрий Пачулия) - исполнительный продюсер, Буква Н (Максим Паршин) - автор, Буква В (Александр Смирнов), Светка (Светлана Пермякова) и Колян (Николай Наумов) - актёры, Жанка (Жанна Кадникова) - режиссёр, а два Антона – Щукин и Зайцев, – генеральные продюсеры популярных сериалов. Олег (Бобёр) Верещагин играет в Comedy Woman, а Гавр (Гавриил Гордеев) работает креативным директором ГПМ РТВ. Получается, в Перми, как в Одессе, свой уникальный юмор, которого не хватало Москве?
– Я бы не сказал, что юмор в Перми особенный. К тому моменту, когда возникала наша команда, национальный юмор давно был сформирован. Чехов, Салтыков-Щедрин, Гоголь, Ильф и Петров – не юмористы? Мы не видели фильмы Гайдая и Данелии? Другое дело, когда мы вышли за пределы края, нужно было добиться, чтобы над шутками смеялись от Архангельска до Владивостока, от Чеченской Республики до Оренбурга. Поэтому и сработал образ сказочного Иванушки-дурачка – это же наш национальный культурный код. Вера в чудеса – вообще отдельная история русского менталитета.
– А ещё говорят, два раза ружьё на сцене не стреляет. Поэтому больше и не случилось второй «Пармы».
– Считаю, что пермское ружьё выстрелило уже четыре раза. Выходцы из Пермского чемпионата четыре раза были на одной сцене с Александром Васильевичем Масляковым: «Парма», финалисты Высшей лиги КВН, – раз, «Добрянка», где играла Марина Федункив, – два, команда «Друзья», которую укрепили Коля Наумов, Гавриил Гордеев и Олег Верещагин, – три. «Сборная бывших спортсменов» – четыре. Другое дело, что звёздный состав «Пармы» и те ребята, которые уехали вслед за ними, встретились в одном городе в одно время. Такого коллективного всплеска гениальности не было ни до, ни после. Это отчасти провидение. Не хочу проводить сравнение с группой «Битлз», но некая мистическая аналогия прослеживается. Ребята из «Битлз» жили на одной улице. Так же и мы собрались в одном городе и создали «Парму». С того времени прошло 19 лет. Не могу сказать, что за последующие 19 лет ещё такая коллаборация в пермском шоу-бизнесе получилась. Её нет. Хотя система поддержки весёлых и находчивых в крае продолжает работать.
Испытание чувств
– Возможно, эта поддержка и породила новый культурный код Перми – реальных пацанов. Как бы некоторых пермяков не коробило от такой идентификации региона. Но никто в Екатеринбурге или Москве не хлопает пермяка по плечу: «А, знаю-знаю, ты из Перми, где географ глобус пропил».
– Писатель Алексей Иванов и прославляет, и популяризирует Пермский край в своих произведениях. Вопрос в другом: а регион ценит за это Иванова? Поддерживает его в этом подвижничестве? Вот кавээнщикам край помогает. Поэтому наши ребята охотно приезжают в Пермь, участвуют в общественных и благотворительных мероприятиях. Алексей Иванов после событий, которые вынудили его покинуть край, ни при каких обстоятельствах не высказывается на эту тему. Дудь в своём интервью хотел копнуть пермскую историю. Интеллигент Иванов попросил не трогать эту тему. Не стал плевать в Пермский край, такая деликатность вызывает моё уважение.
– Ещё одна звезда – DJ Smash (Андрей Ширман). Приехал на родину, в Пермь, и в ночном клубе ему сломали челюсть. Скандал вылился в реальные сроки заключения. И тут мнения пермяков разделились. Кто-то посчитал, что заявление от артиста в полицию – это не по-пацански.
– Здесь я на стороне Смэша. Нельзя никого бить. А если избил – должен за это отвечать. А как он должен был наказать обидчиков? У Смэша в Перми очень много друзей, которые усмирили бы драчунов. Но Смэш поступил по закону. Отношение Телепнёва (один из осуждённых за избиение. – Авт.) к Смэшу ничем не отличается от отношения тех людей, кто травил здесь Алексея Иванова. Ничем, понимаете?
– Может, это такой суровый пермский характер – не ценить ближнего своего?
– Это вопрос отдельной серьёзной дискуссии.
– Если продолжить разговор об отношении пермяков к звёздам, то стоит упомянуть и Теодора Курентзиса.
– Можете закидать меня камнями, но для него Пермский край никогда не станет родным. Никогда Курентзис, уезжая из нашего региона, не будет чувствовать то же, что чувствовал Иванов. И когда, даст Бог, мы Иванова сможем вернуть, думаю, что он будет переживать своё возвращение иначе, чем маэстро Теодор, когда его пригласили в 2020 года стать худруком Дягилевского фестиваля.
– Так мы сможем вернуть Иванова?
– Этого я не могу сказать, не от меня зависит. Я с ним не ссорился, и поддерживаю дружеские отношения до сих пор.