Не превратиться в «зайца». Как работают контролёры в транспорте Перми

Виктор Михалёв / АиФ

Безбилетников принято называть «зайцами». По одной из версий, это связано с их страхом быть пойманными.

   
   

Поводов бояться у любителей кататься без оплаты стало больше. Штрафы для «зайцев» вырастут с 16 июля. При первом попадании контролёрам придётся заплатить 2,5 тыс. руб. За повторное нарушение – 5 тыс. руб.

Оплачиваю всегда

Пермячка Алёна Романова общественным транспортом пользуется часто и уже встречала в автобусе контролёров.

«Контролёр показала удостоверение и приложила мой проездной к своему валидатору. У меня, как и у других пассажиров, всё оказалось в порядке. Проезд я оплачиваю всегда – и не потому, что штраф не хочу платить (хотя это тоже неприятно). Просто считаю, что платить нужно, – рассказывает Алёна. – Бывает, правда, что автобус переполнен и не всегда удаётся оплатить проезд сразу. Что делать, если контролёр начнёт проверку, как доказать, что просто не успела заплатить?»

На этот и другие важные вопросы, которые касаются оплаты проезда и штрафов, ответил начальник департамента транспорта администрации Перми Анатолий Путин.

Что отличает контролёра?

Бригада состоит из трёх человек. У контролёров с собой должно быть удостоверение сотрудника МКУ «Городское управление транспорта» (с подписью и печатью руководителя учреждения). Также с собой у него должен быть терминал. Проверки проходят еженедельно на всех направлениях. Перед проверкой они блокируют стационарные валидаторы в салоне.

Как проходит проверка?

Когда контролёр проверяет оплату проезда, необходимо предъявить ему носитель (карту, телефон), с помощью которого вы оплачивали поездку. Этот носитель необходимо приложить к терминалу контролёра. Никаких списаний не происходит – специалист проверяет факт прикладывания карты.

   
   

Когда начинают проверку?

Контролёры не должны начинать проверку раньше, чем транспорт уже проехал половину пути между остановками. Они не могут зайти, сразу всё заблокировать и начать проверку. В автобусах есть видеорегистраторы, и, если было нарушение со стороны проверяющего, это можно доказать. Также этот факт необходимо указать в акте, который составляют контролёры.

Нужно ли давать личные данные?

Да, это необходимо. Контролёр сначала должен вежливо и корректно об этом попросить. Если пассажир, в отношении которого составляют акт о безбилетном проезде, отказывается предоставлять личную информацию, то его попросят выйти из транспорта. Если пассажир упорствует, то контролёр имеет право попросить водителя остановиться, а потом – вызвать сотрудников правопорядка.

Что делать, если у безбилетника нет с собой паспорта?

На текущий момент контролёры стараются действовать мягко. Не в ущерб всем остальным пассажирам. Если человек отказывается предоставить документ, вначале ему предлагают выйти из автобуса. А если он отказывается, тогда автобус останавливают и вызывают сотрудников Росгвардии. Составляется протокол об административном правонарушении, который будет рассматривать административная комиссия. Один экземпляр протокола выдаётся нарушителю. Там указывается, где будет рассматриваться административное дело. Если человек не будет согласен с решением административной комиссии, он может обжаловать это решение через суд.

Кто штрафует?

Важно помнить, что контролёр не накладывает штраф. Он фиксирует факт оплаты или её отсутствия в этом автобусе. Если возникла конфликтная ситуация – например, вы оплатили проезд, но у контролёра этот факт не отразился, – главное не конфликтовать. Просто укажите в акте, который составил контролёр, что вы с ним не согласны. В департаменте транспорта всё проверят. В этом году таким образом отменили более 70 штрафов.

Все такие дела рассматривают административные комиссии районов города, в них входят сотрудники администраций. Если человек не согласен с решением комиссии, он может обжаловать его в суде.

Оштрафуют ли владельцев безлимитных проездных?

Прежде и те, кто не оплатил разовую поездку, и владельцы безлимитных проездных платили одинаковый штраф – 500 руб. Сейчас для первых штраф вырос, для вторых первое нарушение заменили предупреждением. Если владелец проездного попался на том, что не приложил его к валидатору второй раз, то с 1 сентября ему придётся заплатить 500 руб.

Что делать, если не сработал проездной?

В этом случае другим способом проезд можно не оплачивать. Но если войдёт контролёр, то нужно подтвердить, что проездной активен. Это можно сделать либо в личном кабинете, либо предъявить чек о пополнении средств. В этом случае вас не оштрафуют, так как ваш проезд уже предоплачен.

Сколько в Перми контролёров?

Сейчас трудоустроены почти 90 человек, есть ещё примерно 10 вакансий. Стать контролёром может любой желающий. Основные требования – грамотная речь, стрессоустойчивость, умение не доводить ситуацию до конфликта и решать проблемы конструктивно.

На что тратят средства от штрафов?

Деньги поступают в бюджет Перми. Все эти средства идут на финансирование и развитие общественного транспорта. Плата за проезд не покрывает всех расходов отрасли, бюджет ежегодно дотирует почти 1,5 млрд руб., чтобы обеспечить транспортную доступность территорий города и качество услуг.

Как заплатить за проезд?

Главное правило – пассажир в любом случае обязан оплатить разовую поездку. Вариантов много – проездной билет, наличные у водителя, QR-код, банковская карта.

Фото: АиФ