Одной левой. Настоящему мужчине костыли – не помеха

И. Назаров: "Не надо ждать жалости и участия к себе. Надо жить". © / Вячеслав Бураков / АиФ

   
   

На костылях много не находишь. А дел у председателя правления АНО «Спортивный клуб «Вездеход» невпроворот.

Его первая любовь – мотоцикл. В 12 лет он оседлал «Минск». Не такой мощный, как «Чезет» или «Хонда», но для того, чтобы почувствовать яростное сопротивление ветра, ощутить скорость и будоражащий кровь адреналин, хватило. Потом были другие, более крутые машины. А с ними – дипломы, кубки, медали, звание мастера спорта СССР. Увы, карьера мотогонщика недолгая. В 30 лет Игорь Назаров загнал своего ревущего зверя в гараж, повесил шлем на гвоздь и сказал: «Все, пора завязывать».

Никогда не говори никогда

Поторопился гонщик с таким заявлением. Не для него спокойная, размеренная жизнь. Да и что это за жизнь без тренировок, соревнований, риска и азарта? 

- Я решил остепениться, стать примерным семьянином. Бизнес, дом, жена, дети. Никаких гонок, переломов, ушибов. Но самого себя не обманешь, – признается Игорь Иванович. – Получилось, что я взял небольшой тайм-аут. И снова ударился в гонки. Но уже автомобильные. Ударился так сильно, что не могу отойти до сих пор. Зачем, спрашивается, учился на строителя? Ни дня по специальности не работал. Впрок учеба не пошла. А польза есть. Дачу своими руками построил. Сейчас дом ставлю на три этажа. С двумя ногами, конечно, сподручнее. Но я не жалуюсь.

Не жалуется Назаров и на судьбу. Злодейка поставила ему подножку. Такую, что за несколько часов сбросил 10 кг. Ровно столько весила отрезанная по самое колено правая нога. Узнал ее вес из любопытства. А уже через неделю после операции ему стало любопытно, сможет ли, как и прежде, участвовать в гонках.

- Ногу потерял не в аварии. Приехал в прошлом году на «Ординский ухаб». И вдруг почувствовал боль. Тромб, зараза, откуда-то взялся. Сделали две операции. Не помогло. Врачи сказали, что выбор у меня небольшой: или жизнь, или нога. Я выбрал жизнь. 

   
   

В конце июня вышел из больницы. В августе уехал в Рим на чемпионат мира по джип-триалу. Пока лежал, просил друзей переделать свой «Паджеро» в «инвалидку». Получил через Москву лицензию, дающую право участвовать в соревнованиях на автомобиле с ручным управлением. И вперед. Мне унывать нельзя. Хотя бы потому, что я единственный одноногий автогонщик в России. В Чехии у меня есть коллега по несчастью. И все. В мире нас двое. 

Автомобилей у Игоря Назарова, как говорят в Одессе, есть. Для кроссовых гонок – «Нива». Для джип-триала – «Мицубиси-Паджеро». И ВАЗ четвертой модели – на всякий случай. Пытается поставить на ход несколько старых машин. Не «Роллс-Ройсы», а горбатые «запорожцы» и «москвичи» 1959 и 1961 года выпуска. 

- Мне говорят, мол, что ты с «запорами» возишься. Это же не машина. Недоразумение. Я не спорю. Мне интересен сам процесс восстановления, – объясняет свою страсть к советскому автопрому Игорь Иванович. – И я точно знаю, что современные российские автомобили – это тоже одно сплошное недоразумение. Примерно как я – неполноценные. 

Моя «Нива» – лучшее тому доказательство. Когда была новая, ее хватало на две гонки. Она просто рассыпалась в хлам. А «Паджеро» пашет и пашет. Хотя ему уже 20 лет. Научимся ли когда-нибудь делать полноценные машины, сказать трудно. Дожить бы до этого времени. Но вряд ли. 

Сила есть – ума не надо

Назаров объездил полмира. В этом году должен был ехать на соревнования в Словакию. Не рискнул. Добираться нужно было через Польшу. По словам коллег-автогонщиков, отношение к россиянам там, мягко говоря, не дружественное. Чем так разозлил и напугал их «русский медведь», как изображают на карикатурах Россию, непонятно. 

- Скорее всего, из-за событий на Украине, – считает Игорь Иванович. – Никогда не понимал, почему наше государство изображают в образе медведя. Намек на то, что сила есть – ума не надо? Но Россия – страна самодостаточная. Козни против нее строили во все времена. Задушить пытались не раз. Ничего не вышло. Потому что и сила есть, и ум. 

Если уж изображать Россию, то так. Голова лисы – умное и хитрое животное. Туловище медведя – это силища. Ноги волка – чтобы, в случае чего, вовремя убежать. Ну и волка, как известно, ноги кормят. Так что санкции нам не страшны. Лишь бы не оказаться в полнейшей изоляции от всего мира. Прокормить себя мы, может быть, и прокормим. Нужда заставит. С технологиями будет проблема. Хорошо, что умные головы у нас пока еще есть. Думаю, года 3-4 будет очень тяжко. А потом появятся собственные технологии. К российскому автопрому это не относится. Лишь бы намерения властей не превратились в пустословие. Имея огромные нефтегазовые деньги, такая перспектива тоже весьма вероятна. 

Далеко ли уедем?

Клуб «Внедорожник» прописался в Заостровке. Фактически в промзоне. Пермская федерация автоспорта не настолько богата, чтобы арендовать помещения поближе к центру. 

- К сожалению, наша власть думает больше о себе любимой, чем о людях. По крайней мере, отношение чиновников к автоспорту дает мне право так утверждать. Не думаю, что в других спортивных федерациях дела обстоят лучше. Или в культуре, например, – слегка заводится Игорь Назаров. – На словах все прекрасно. А на деле…

Организовать соревнования по кроссу или джип-триалу в черте города практически нереально. Сколько мы с нашим председателем федерации сил потратили на то, чтобы провести в Перми знаменитый «Уральский ухаб», а толку – ноль. При Юрии Трутневе «Ухаб» начинался. Лет 15 проходил. А нынешним эта гонка неинтересна. Проще букву «П» из бревен поставить и заработать. Поэтому все соревнования по автоспорту проходят на периферии. Хорошо, что местные главы там заинтересованы в подобных зрелищных мероприятиях. Зрителей много. Семьями приходят болеть. Сегодня деньги имеют те, кто сидят в кабинетах. Те, кто занимаются реальным делом, ничего не имеют. Энтузиасты. Но далеко ли мы уедем на голом энтузиазме? 

В этом году одноногий гонщик из Перми доехал на голом энтузиазме до серебряной медали Кубка России по джип-триалу. Поблажек на гонках не просит. Говорит, что он и с одной левой справляется с двуногими гонщиками.

Смотрите также: