В детстве бабушка расстилала Мише Селюгину на полу большую политическую карту, и он с большим интересом изучал её. Когда он чуть подрос, то часто играл с бабушкой в города.
А ещё ему всегда нравилось слушать рассказы папы о морских путешествиях: в своё время его отец работал радистом на торговом судне и побывал во многих европейских странах.
Возможно, отсюда истоки любви к географии, которые привели его к двум бронзовым медалям на Международных олимпиадах iGeo. Вторую медаль с форума лучших молодых географов мира выпускник пермской школы № 146 привёз из Канады в августе этого года.
Культурный прицел
Александр Переверзев, «АиФ-Прикамье»: Михаил, в каком формате проходит международная олимпиада по географии? Какие задания вы выполняли в Квебеке?
Михаил Селюгин: Олимпиада состоит из трёх туров. Первый – теоретический. Второй – практический, включает в себя два задания. На нём мы проводили полевые наблюдения, после чего делали их камеральную обработку. И, наконец, мультимедиа-тест. Всё очень интенсивно и динамично: все четыре дня выполняли задания. На всероссийской олимпиаде всё-таки меньше туров и длится она дольше. На теоретическом туре решали задачи на глобальные темы. Обратил внимание, что в этом году большинство из них касалось развивающихся стран, Африки. Но мне больше всего запомнилось задание по поводу сервиса по аренде жилья Airbnb: нужно было проанализировать, какое социальное и экономическое влияние он оказывает на жизнь Барселоны.
– Что делали на практическом туре?
– Во второй день олимпиады нас вывезли к эстуарию (от лат. aestuarium – затопляемое устье реки) Святого Лаврентия. Нужно было составить аннотированную карту человеческого вмешательства, после чего подготовить план развития территории эстуария: где нужно укрепить берег, сделать смотровые площадки, проложить тропинки и т. д. За эти выноски (аннотированные карточки. – Авт.) давали самые большие баллы. И здесь преимущество, конечно, было у школьников из англоязычных стран. Всё-таки географический английский язык – очень специфический.
После обеда практический тур продолжился. Мы посетили городок Бэ-Сен-Поль, где изучали его культурное наследие: собирали информацию о галереях, памятниках, мемориальных досках и т. д. Всё это также надо было нанести на карту и в выносках к каждой точке описать, что представляет интерес для туристов, как можно развивать и расширять территорию культурного заповедника, повысить интерес к тем или иным объектам, которые сегодня по каким-то причинам не пользуются популярностью. Это своего рода культурная география.
- Получается, что на олимпиаде проверяли не только и даже не столько сугубо географические знания?
- Да, в какой степени. Конечно, подразумевается, что участник должен обладать хорошими знаниями по географии. Но задания были намного шире, направлены на проверку, как ты умеешь мыслить, анализировать те и иные процессы, используя географическую базу. На мультимедиа-тесте даже было такое любопытное задание: даны карта города и ускоренная видеосъёмка движения велосипедиста. Нужно было посмотреть видео и потом на карте максимально точно нанести его маршрут движения и указать конечную точку прибытия.
- Английский специально подтягивал к международным олимпиадам?
- Нас на сборах серьёзно готовили. Тренеры давали много специальных географических терминов. И с репетитором тоже занимался.
- С участниками из других стран общались или только с ребятами из российской сборной?
- У нас хорошие отношения с ребятами из стран бывшего СССР, Польши. Со многими знаком ещё с прошлой международной олимпиады. К тому же в июне ездил ещё и на Балтийскую олимпиаду по географии. Прекрасно к нам относятся сербы. В этот раз познакомился, например, с сербом Филипом из Боснии и Герцеговины. Он знает наш язык и сразу же попросил говорить с ним только по-русски: «Хочу подтянуть ваш язык. Когда ещё удастся пообщаться с русскими». Все участники на олимпиаде хорошо друг к другу относятся.
Люблю баскетбол
– Дважды бронзовый призёр Международной олимпиады по географии. Победитель региональной по математике, призёр – по физике. В этом году ещё и выиграл очный этап физико-математической олимпиады «Физтех», которую в крае проводил МФТИ. ЕГЭ по математике сдал на 100 баллов, по русскому языку – на 96 баллов. Михаил, на поспать время-то оставалось в этом году?
– Оставалось. (Улыбается.) И даже с друзьями успевал встречаться. Не скажу, что я ботаник. У меня много друзей как из 146-й, так и из 2-й гимназии, где учился до седьмого класса. Обожаю баскетбол: с шестого класса занимаюсь им. Играл за сборную 146-й школы. В 11-м классе, конечно, не получалось уже регулярно тренироваться, но побросать мяч в кольцо или поиграть в футбол с друзьями на площадке время находил.
– Но говорят, что ребята, участвующие в международных олимпиадах, сродни спортсменам: нужны многочасовые тренировки.
– На командных сборах перед олимпиадами, конечно, интенсивно занимаемся – по восемь часов. В обычное время не сказал бы, что всецело уделял внимание географии и чтению специализированной литературы. У нас в школе сильный преподаватель географии Екатерина Охотникова. Команду Пермского края хорошо готовит Мария Иванова из ПГНИУ. Их заслуга в моих успехах велика. Причём Екатерина Геннадьевна много даёт информации в рамках урока. Помню, как-то на сборах было задание рассказать про крупнейшие ГЭС на разных материках. Говорю: «Мы в школе это изучали». Москвичи даже удивились: «В школе? Мы такие темы на факультативе при подготовке к олимпиаде узнаём». А ведь это же школьная программа! И если её давать на уроках так же тщательно, с дополнениями и акцентами, как это делает Екатерина Геннадьевна, то можно хорошо знать географию. И к ЕГЭ тоже можно так подготовиться и сдавать без специальных натаскиваний.
– Это как?
– Качественно осваивать школьную программу. Если всё время уделять внимание учёбе, планомерно изучать предмет, а не только перед ЕГЭ, то получишь более фундаментальное образование. Ребята из других школ говорили, что они в 11-м классе только к ЕГЭ готовились. А мы, например, по математике и физике три четверти изучали программу 11-го класса. И только в последней четверти стали готовиться к ЕГЭ. Такого подхода придерживаются мои учителя по математике и физике Ольга Чичагова и Александр Чиклин. Считаю, что неправильно натаскивать на ЕГЭ. Другое дело, что сам экзамен – большой стресс для ребят, от результатов которого зависит их судьба, куда они поступят. А тут ещё нагнетается атмосфера: досмотр на входе, металлоискатели, камеры повсюду – почти как в тюрьме. Не знаю, имеет ли смысл такая тотальная слежка? Кому надо – всё равно могут пронести шпаргалки с собой.
Мне было проще – принимали без результатов экзаменов в любой вуз страны (как победителя олимпиады «Физтех». – Авт.). Поэтому сдавал ЕГЭ без нервов и волнений.
День без Интернета
- Соцсети много времени отнимают или ты к ним равнодушен?
- Отнимают! Уже когда вернулся из Канады, предложил друзьям такой челлендж - отказаться на целый день от Интернета. Согласился один мой друг. В итоге спокойно пережил сутки без соцсетей. Вечером вместо листания ленты новостей «ВКонтакте» почитал «Доктора Живаго».
- Разную. Обычно читаю несколько книг. Сейчас наряду с романом Бориса Пастернака читаю «Махно» Михаила Веллера. У Веллера интересный слог, увлекательно пишет. Из школьной программы с удовольствием прочитал «Войну и мир». Понравилось «Преступление и наказание» - отличный психологический триллер! Из современных писателей нравится наш Алексей Иванов. «Сердце Пармы» - одна из самых любимых моих книг.
- А «Географ глобус пропил»?
- Не читал, но смотрел спектакль Театра-Театра по этой книге. У Иванова люблю читать исторические произведения. В них даже бытовые детали из прошлого кажутся интересными в силу своей нестандартности. А вот когда читаешь его романы о нашем времени, то эта бытовуха тяжеловато идёт. Да, Иванов мастерски описывает и всесторонне показывает разные стороны жизни. Но когда ты и так это видишь в реальной жизни, то читать не так интересно.
Поучиться на Западе
– Долго выбирал между МГУ и МФТИ?
– Сначала склонялся к географическому факультету МГУ. Но потом решил всё-таки учиться на факультете управления и прикладной математики МФТИ. Кроме меня в этот вуз поступили ещё семь выпускников нашей школы. Решили с папой, что в физтехе получу более фундаментальное образование и востребованную профессию. Хотелось бы после бакалавриата продолжить обучение в западном вузе – например, в США или Швейцарии. Но пока сильно вперёд не загадываю: там видно будет, пойти в науку или работать по специальности.
- В Пермь потом не планируешь вернуться?
- Вряд ли.