Мамой будешь? Почему наши женщины рожают поздно и мало

В нашей стране растёт средний возраст, когда женщины впервые становятся матерями. © / Валерий Христофоров / АиФ

Во всём мире снижается рождаемость, а институт семьи и брака переживает кризис. В нашей стране  на это накладывается очередной демографический «отлив»: папами и мамами становится малочисленное поколение 90-х. Поэтому в ближайшие десять лет спад рождаемости в регионе только продолжится. Данные по началу 2020 года это только подтверждают.

   
   

Пермский край всё больше уходит в крутое демографическое пике. За последние пять лет ежегодная рождаемость в регионе упала на 12 тысяч детей.  За первые четыре месяца в Прикамье на свет появились 8250 детей. Это почти на 500 малышей меньше, чем было в январе-апреле 2019 года. И всё это – на фоне высокой смертности и миграционного оттока из региона.

Могут ли выплаты государства на детей перевернуть эту ситуацию? Что влияет на количество детей в семье? Как пандемия коронавируса скажется на рождаемости? Эти и другие вопросы обсудили со старшим преподавателем кафедры социологии и политологии ПНИПУ Ольгой Ганиной.

Убыль на селе

Александр Переверзев, «АиФ-Прикаье»: Как сильно за последние десятилетия сократилась численность населения в Пермском крае?

Ольга Ганина: В 2000 году в Прикамье проживало почти три миллиона человек (2,879. — Авт.), а потом началось сокращение. К 2005 году численность жителей уменьшилась на сто тысяч, к 2010 году – ещё минус сто тысяч. В 2015 году ситуация стабилизировалась, однако сейчас мы снова наблюдаем сокращение – на 30 тысяч жителей. В основном это происходит за счёт уменьшения численности сельских жителей в регионе.

У нас складывается неблагоприятная ситуация с точки зрения воспроизводства населения: при низкой рождаемости наблюдается высокая смерт­ность. Сейчас коэффициент рождаемости в Прикамье равен 10,2 промилле (10,2 рождений на тысячу жителей. — Авт.), а смертность – 13,2 промилле. И это очень большая разница. Для сравнения: в 2015 году коэффициент рождаемости был 14,7 промилле. Как видим, с тех пор рождаемость снизилась почти на пять промилле. Это существенное падение. И дальше этот показатель в Пермском крае либо зафиксируется на уровне деcять промилле, либо будет ещё падать.

Повторюсь, что в нашем регионе сильная убыль населения наблюдается в сельской местности. Если в городах в 2019 году смертность превышала рождаемость на 1,9 промилле, то на селе – на три промилле.

   
   

Пять копеек на чашу весов

– В начале года с подачи Владимира Путина в России не только продлили и повысили материнский капитал, но и расширили круг его получателей. Его теперь дают уже за первого ребёнка. Это может мотивировать наши семьи рожать больше детей?

– Это больше влияет на положение и возможности семьи, качество детства. На принятие решения – рожать или нет – выплаты не особо влияют. В своё время мы проводили соцопросы по этой теме. Спрашивали, при каких условиях женщина согласится родить второго ребёнка. Сначала замеряли входной признак: сколько детей она планирует иметь. А потом предлагали разные условия, при каких она захочет родить ещё одного ребёнка сверх запланированных. Нет таких финансовых условий для женщин, имеющих высшее образование. Они понимают, что для них это не вопрос финансовых возможностей, а вопрос самореализации. Если цель женщины – карьера, то она осознаёт, что рождение ребёнка «выключит» её на несколько лет.

Сейчас девушки стоят перед выбором: либо я буду рожать детей и зависеть от мужа, либо буду строить свою жизнь, стану самостоятельной и независимой. А уже потом рожу ребёнка. Поэтому в нашей стране (как и во всём мире) растёт средний возраст, когда женщины впервые становятся матерями. Многие стараются успеть построить карьеру, наработать профессиональный опыт до рождения детей, чтобы после выхода из декрета было на что опереться – социальные связи, наличие опыта и работы.

– Получается, выплаты и льготы вообще не мотивируют?

– В разных слоях населения они работают по-разному. Если взять обеспеченные семьи, то на них эти меры вообще никак не влияют. На средний класс (которого у нас как такового и нет, это небольшая прослойка людей) тоже не влияет. В России преобладает базовый слой, в который входит большая группа людей. Для них выплаты на детей – это как пять копеек: ещё один небольшой аргумент на чашу весов в пользу рождения. И то больше в таком смысле: чтобы женщина родила не через пять-десять лет, а сейчас – пока дают деньги. Но в любом случае это играет роль, только если женщина уже планировала заводить ребёнка. Если нет, то обещанные меры поддер­жки и выплаты не повлияют.

В низшем слое, в который входят бедные люди, эти деньги могут мотивировать. Но в этом слое изначально наблюдается низкий уровень планирования семьи и контрацептивного поведения. Они и так «случайным» образом неплохо рожают.

По сути, всё влияние выплат сводится к тому, чтобы в базовом слое женщины рожали не через год или несколько лет, а пораньше. Это мы сейчас говорим про первых детей. Что касается второго и третьего ребёнка, то тут роль играют два фактора. Первый – на рождение скольких детей женщина изначально настроена. Репродуктивные потребности у девушки формируются до 14 лет. Когда женщина входит в половозрелый возраст, они у неё уже сформированы и потом не меняются. 

– Так жёстко детерминировано?

– Да. Хотя зачастую это и не осознаётся. Репродуктивные потребности девушки берут из общества, в котором воспитывались и росли. Это понимание того, какое количество детей в семье оптимально, должны ли быть братья и сёстры у человека.  Или, допустим, перед глазами был пример бездетной тёти, которая жила в своё удовольствие, и девочка берёт его на вооружение. Сто лет назад женщины рожали по 6-7 детей, это было нормально. И ненормальным считалось иметь мало детей. Сейчас всё изменилось. У современных женщин по поводу второго-третьего ребёнка уже есть предустановка. Но она готова будет их родить в зависимости от условий: насколько благоприятные отношения в семье, позволят ли финансовые возможности, как решён жилищный вопрос.

Согласно исследованиям, ожидаемое количество детей всегда больше реального. Допустим, девушка говорит, что хотела бы иметь трёх детей. По факту из ста таких девушек трёх детей родят только двадцать женщин.

– Вы сказали, что есть ещё и второй фактор.

– Уже немного затронула эту тему. Второй важный фактор: какие отношения сложились в семье, насколько женщина самостоятельна. Если отношения плохие и женщина несамостоятельна в финансовом плане, то она не будет рожать второго ребёнка. Если отношения хорошие и (или) женщина может сама на себя финансово опереться, то она второго ребёнка рожает.

Возвращаясь к выплатам: материнский капитал здесь также влияет на то, чтобы женщина раньше родила второго ребёнка. Грубо говоря, чтобы не откладывала дело в долгий ящик, а раньше реализовала свою потребность в этом.

Как повлияет COVID-19?

– Как нынешняя ситуация с коронавирусом и ограничениями скажется на рождаемости?

– В социальном плане в нижних слоях населения никак не скажется. В базовом и высоком – точно повлияет в краткосрочном периоде. В этих слоях люди серьёзнее подходят к планированию семьи. Если они собирались завести ребёнка, то теперь могут отложить это. Причём возьмут паузу не на месяц-два, а на полгода-год. Чтобы понимать, как будет развиваться экономическая и политическая ситуация, что будет с работой и зарплатами супругов. Думаю, что в 2020 и 2021 гг. мы будем наблюдать снижение рождаемости, в том числе из-за ситуации с коронавирусом и самоизоляцией.

– Хотя шутят, что самоизоляция должна привести к всплеску рождаемости.

– Смотря в каких слоях. В нижних – возможно. А в базовом и верхнем, как уже сказала, люди реализуют контрацептивное поведение и контролируют свою репродуктивную функцию. Не привело бы всё это в ближайшее время к всплеску разводов. В Китае, например, их количество подскочило на 30 % из-за режима ограничений. И у нас лишь бы самоизоляция не разрушила институт брака ещё сильнее. Россия уже входит в тройку лидеров в мире по уровню разводов. 

Досье
Ольга Ганина. Родилась 7 октября 1983 г. Окончила ПГТУ по специальности «Социология». Старший преподаватель кафедры социологии и политологии ПНИПУ. Замужем, воспитывает сына.