На грани двух миров. Почему мы играем в куклы?

По её мнению, ребёнок в куклы непременно должен играть. Только не в те, которые смогут навредить детскому сознанию. 

   
   

Родные образы

– Наверное, вы имеете в виду куклу Барби, хотя почти все девочки очень любят играть с ней?

– Да, о вреде Барби, Братц и подобных им кукол уже не одну диссертацию написали. Это кукла, изображающая дамочку лет 35, в которой нет ни намёка на материнство. Братц же изображают гламурных раскрашенных дерзких девочек-подростков. Сегодня мы называем их потребительскими. Все манипуляции здесь в основном сводятся к переодеванию и приобретению всё новых и новых атрибутов для простой и незамысловатой игры. Сюжет и роли в них бедны и ориентируют ребёнка на определённое ролевое поведение. В подсоз­нании обязательно останется образ красотки с идеальными формами и красивой фигурой. По мнению учёных, девочка, войдя в период «гадкого утёнка», комплексует, играя с такой куклой. А повзрослев, тоже захочет быть такой - вечно юной, стройной и бездетной (чтобы фигуру не портить. - Авт.). Увы, у наших родителей не хватает времени или умения развернуть полезный сюжет в игре. Ребёнок предоставлен сам себе и играет порой по вредному для становления характера сценарию.

– Какой же должна быть кукла?

Досье
Ольга Попова. Родилась в Большесосновском р-не 11 декабря 1957 г. Окончила Пермское художественно-графическое училище № 4, Пермский пединститут. Народный мастер Пермского края, педагог-наставник. Автор и соавтор 19 коллекций кукол. Руководитель музея-студии текстильной куклы «Пелагея». Замужем, вырастила сына.
– Очень полезно иметь наряду с современными игрушками куклу текстильную. Её можно сделать самим, сшить ей наряд, связать его вместе с мамой или бабушкой. Тут происходит общение, и кукла получается родной и тёплой. Раньше воспитывали и развивали детей с помощью таких игрушек. Кукла без лица могла быть «строгой» или «доброй», развивая воображение ребёнка. Современные же изделия настолько похожи на живых младенцев, что стираются грани между реальным и виртуальным миром, а это отрицательно действует на психику. Через куклу раньше ребёнок учился выстраивать социальные связи и нормы. Были, допустим, архангельские куклы для игры в свадьбу, где дети проигрывали весь свадебный обряд. Тем самым они готовились к роли жениха и невесты во взрослой жизни. Раньше бытовало мнение: если девочка много играет в куклы, то все у неё в жизни сложится хорошо. 

– Вы помните, какой была ваша первая кукла? 

– Конечно. Самую первую куклу Пелагею сшила мне бабушка, Татьяна Александровна. К сожалению, она у меня не сохранилась. И сейчас я решила сделать её заново. С большим трудом достала фильдеперсовые (фильдеперс - тончайший шелковистый хлопок. - Авт.) чулочки и из них сделала куклу, как ту, из детства. Обычный чулок тогда набивали травой, перетягивали в трёх местах, химическим карандашом рисовали лицо - получалась кукла-столбушка. 

   
   

– Вы пытаетесь приобщать детей к своим корнями. Ведь оторванность от них ведёт к тому, что люди легко покидают родину, а их дети зачастую уже не знают русский язык. А ведь именно через язык, данный ему с рождения, человек ощущает свою национальность, свою культуру. 

– Иваны, не помнящие род­ства, были и раньше. Сегодня это проблема глобализации, породившая новое поколение людей-космополитов. Исстари в нашем обществе бытовало мнение, что человек подобен дереву. Если дерево лишится корней, оно погибнет. Так и человек без своих родовых норм и правил не выживает. 

Магия оберегов

– С куклой связано много загадок и суеверий.

– Да, это так. Но сегодня меня больше волнует другая сторона куклы - психотерапевтическая. Известны случаи, когда куклы у детей вылечивали заикание, энурез, детские страхи и т. п. По сути, это работа с бессознательным человека. Кукла уводит к родовым проблемам, вытаскивает причины многих неудач, через неё осознаются причины этих проблем. Она как средство общения с самим собой. Изготовление куклы - это уже расслабление, релаксация. По сути, ты снова становишься маленькой девочкой, к которой мир очень приветлив и добр. Это сродни состоянию, когда ты смотришь на своё фото, где ты маленькая.

Куколка для итальянца

– А как пришла идея создать музей? И как рождаются коллекции?

– Это было в 2005 г. Мне не хватало денег, чтобы заплатить за место на выставке с коллекцией фарфоровых кукол в костюмах народов Прикамья. И вдруг меня попросили сделать для итальянца, приехавшего в наш город, какую-нибудь нестандартную куклу. Сделала куклу в костюме Новгородской губернии. Но гость увидел куклу из коллекции «Прикамский хоровод» в татарском наряде и попросил её, предложив как раз необходимую мне сумму денег. Я согласилась. Только пришлось за ночь сшить такой же наряд для другой куклы. Так родился мой музей куклы. 

Коллекция «Толстушки», к примеру, появилась, так как я очень люблю балет. В детстве мечтала стать балериной, но не получилось. А пуанты настоящие я всё-таки приобрела. Посмотрев выступление «Балета толстых», была восхищена тем, какая у них пластика и как они двигаются. И я начала шить коллекцию «Толстушки». Кстати, эти куклы-балерины нравятся многим и пользуются большим успехом на выставках. 

– Участницам «Балета толстых» их вес помог найти себя в искусстве. А другим как жить с лишним весом?

– Считаю, что нужно принимать себя таким, какой ты есть - нельзя отрицать себя. В любом весе, возрасте можно быть обаятельным. Главное ведь внутренняя составляющая. Что толку, если ты красивая, стройная, но мраморно-холодная красотка? Кого ты этим согреешь? Важно, чтобы в женщине были теплота и душевность. Как и в настоящей народной кукле.