Вторая половина XX века подарила Перми много легендарных промышленников: директор моторного завода Борис Изгагин, конструктор авиадвигателей Павел Соловьёв и другие. Среди известных имён и имя нефтепереработчика Вениамина Сухарева. 9 мая этого года исполнилось бы 80 лет со дня рождения этого достойного во всех отношениях человека. Победителя по жизни, руководителя от Бога, Человека с большой буквы. А что вы знаете о Платоныче, как ласково называли своего директора работники «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтеза»? Мы решили собрать семь фактов о Вениамине Сухареве, которые, по нашему мнению, должен знать каждый уважающий себя пермяк.
1.Ступень за ступенью
Вениамин Сухарев отдал предприятию более 40 лет жизни. На пермский нефтеперерабатывающий завод он поступил в 1962 году. Прошёл путь от помощника оператора до генерального директора. Вениамин Сухарев возглавлял завод 16 (!) лет – с 1987 по 2003 год. Примечательно, что Москва обычно не назначала руководителями крупных пермских предприятий местных топ-менеджеров, как бы сейчас сказали. Но в отношении Сухарева этот принцип впервые не сработал — репутация была безупречной даже в столице. Где бы он ни работал, на каких бы должностях, всегда к делу подходил с максимальной ответственностью и дисциплиной. А на опасном производстве по-другому никак.
2.Экологическая миссия
Именно Сухарев «выбил» деньги на глубокую модернизацию Пермнефтеоргсинтеза. С конца 80-х начался долгий и непростой путь предприятия от главного городского «душителя» до одного из самых современных нефтеперерабатывающих заводов на континенте. Тучи над нефтяным гигантом и его директором сгустились в 1987 году. Гром и молнии метала городская многотиражка «Вечерняя Пермь». После статьи «Тучи над головами» всерёз поднимался вопрос о закрытии завода, настолько большим казался экологический ущерб от его работы. Весь город в буквальном смысле бурлил от негодования.
Но Сухарев выдержал и этот удар. Ему удалось отстоять завод и добиться выделения средств на реконструкцию. Через несколько лет выбросы в атмосферу снизились в сотни раз, а пермский завод по степени воздействия на окружающую среду сравнялся, а где-то даже и обогнал своих европейских коллег.
Вениамин Сухарев потом признавался, что 1987–1988 годы были для него одним из самых сложных периодов в жизни.
3.Под одним крылом
В переломные для страны 1991–1993 годы Вениамин Сухарев сделал выбор, предопределивший судьбу пермской нефтянки на долгие годы. Оглядываясь назад и соизмеряя уровень развития прикамских нефтедобытчиков и переработчиков с коллегами из других регионов, понимаешь, что решение Платоныча уйти под крыло «ЛУКОЙЛа» было тактически и стратегически верным.
После нефтеперерабатывающего завода в компанию, созданную Вагитом Алекперовым, вошло и объединение «Пермнефть». Заслуги Сухарева по созданию в нашем крае единого комплекса – от добычи до переработки нефти – трудно переоценить. По-другому и не скажешь. Все плюсы от этого и нефтяники Прикамья, и жители региона почувствуют уже в конце 90-х.
Кстати, именно Сухарев – автор хорошо знакомого пермякам слогана «ЛУКОЙЛ» – единая семья».
«Он стоял у истоков нашей компании, внёс большой вклад как в её становление, так и в развитие всей нефтеперерабатывающей отрасли страны. Он был лидером по натуре, не боялся совершать смелые шаги и принимать оригинальные решения», – отметил в своём видеообращении на праздничном вечере в честь 80-летия со дня рождения Сухарева президент «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов.
4.Представитель президента компании
После ухода с завода Сухарев остался в нефтяной компании. В 2003 году он стал первым представителем президента компании «ЛУКОЙЛ» в Пермском крае, Кировской, Свердловской областях и Республике Удмуртия. Что это значит? Наверное, в первую очередь большое доверие и уважение к Вениамину Платоновичу. Он как никто другой в тот момент мог эффективно координировать работу лукойловских предприятий на этой немаленькой, даже по меркам нашей страны, территории. Занимался не только построением бизнеса, но и социалкой (видимо, давала о себе знать советская закалка). Направление движения, которое задал в те годы Сухарев, нефтяники сохраняют и по сей день.
5. Спорткомплекс
Именно Сухареву Пермь обязана самым крупным в городе спортивным комплексом. Уже в статусе представителя президента компании «ЛУКОЙЛ» Вениамин Платонович в 2004 году выступил с инициативой построить в Индустриальном районе современный спорткомплекс. Стройку финансировали пермские нефтяники. Уже в следующем году на шоссе Космонавтов, 158а, появились футбольное поле, теннисный корт, здание с тренажёрными залами и помещениями для аэробики. Спустя три года открыли вторую очередь спорткомплекса – Ледовый дворец, а затем и третью.
Сейчас каждый месяц спорткомплекс, названный в честь Вениамина Сухарева, посещают более 50 тыс. человек. Ещё бы! Здесь есть всё для футбола, баскетбола, волейбола, хоккея, фигурного катания, борьбы, фитнеса, тенниса и других видов спорта. В том числе – самый большой в стране крытый скалодром.
6.Уважение людей
Вениамин Платонович Сухарев был Человеком с большой буквы. Испытание властью он прошёл с честью. Всегда был вежлив, доброжелателен с посетителями, не оглядываясь на материальное или служебное положение. Никакой заносчивости, высокомерия или звёздной болезни. Тем, кто приходил к нему на приём, не нужно было часами ждать «большого начальника». Вениамин Платонович всегда приходил вовремя и принимал людей столько, сколько было нужно. За всё это его по-настоящему уважали. «Школа Сухарева – это ведь ещё умение не обижать людей, бережное к ним отношение» (цитата из книги Светланы Федотовой «Феномен Сухарева»). При этом никто и не думал считать Сухарева слабым руководителем. Если было нужно – «снимал стружку» с любого, невзирая на лица.
В 2012 году именем Вениамина Сухарева в Пермском крае назвали месторождение нефти. Немногие были удостоены такой чести.
Само месторождение – непростое, многопластовое. Из-за близкого прилегания калийно-магниевых солей добывать нефть стандартными способами нельзя. Для этого в акватории Камы пришлось построить два искусственных «острова» (сейчас достраивается третий). Уже отсюда нефтяники пробурили необычные скважины длиной более двух километров. Сперва ствол скважины идёт вертикально, затем – горизонтально. Задача сродни ювелирной – дойти до нефти, не задевая соли.
Сами скважины в своё время стали вершинами технического прогресса в нефтедобыче: полная автоматизация, информация обо всех процессах мгновенно поступает в Центральную инженерную службу, которая находится за сотни километров – в Полазне. И, конечно, строжайшее соблюдение техники безопасности.