Вскоре после этого пермская компания подписала контракт на поставку пяти роботов в Великобританию. Хотя заказ на 100 роботов для Китая случился задолго до «побега» машины.
Изобретать, зарабатывать деньги Олег Кивокурцев, создатель нашего робота, начал ещё в школе. Может быть, потому так рано сумел добиться успеха: вошёл в топ-30 европейских бизнесменов младше 30 лет, по версии журнала «Forbes».
Методом проб и ошибок
Ирина Гилёва, «АиФ-Прикамье»: - Олег, чтобы в столь юном возрасте добиться такого успеха, наверное, нужно много работать?
Олег Кивокурцев: - В моём детстве не было кружка робототехники, но я занимался в клубе картингистов, любил возиться с железками. Потому и выбрал автодорожный факультет в политехе. Ещё в школе всё время что-то выдумывал, пытался заработать. На стройке с 7-го класса работал. У тёти в типографии сгибал буклеты: 1000 сгибов - 200 руб. А когда мне было 15, решил мастерить атрибуты из одного из самых популярных интернет-шоу того времени. Одно время они были востребованы в определённых кругах молодёжи. Сначала друзьям сделал, потом написал объявление в Интернете, что могу делать на заказ. Продал примерно 500 штук, хотя это было непростым занятием: ходить на почту и отправлять бандероли по всей России. А кроме того, учился, к экзаменам готовился. Деньги тратил на занятия картингом, на покупку одежды, телефона. Приятно, когда имеешь свои средства, а не просишь у родителей.
– А как получилось, что автодорожник начал создавать робота?
– В университете был предмет «Робототехника». И мы вместе с одногруппником Максимом Утевым и Игорем Еремеевым, аспирантом электротехнического факультета придумали и собрали небольшой снегоуборщик с дистанционным управлением. На него тут же посыпались заказы – из Москвы, Санкт-Петербурга, даже из Чехии. На одной из конференций мы познакомились с предпринимателем Алексеем Южаковым. Он и предложил нам создать робота, чтобы тот узнавал человека, распознавал речь, отвечал на вопросы, автоматически передвигался и т. д.
– Вы разве знали, как, из чего его собирать?
– Метод проб и ошибок. Начали осваивать незнакомые технологии. Спустя четыре месяца решили поставленные задачи, создав первый прототип Промобота. Он произвёл большой эффект. Однако нужно было разработать профессиональный дизайн. И уже пару усовершенствованных машин приобрёл один из торговых центров Перми. Роботы предлагали цветы: «Тот, кто розы покупает, тот весь день благоухает». Или: «Ты почему такой грустный? Купи розочку!» К концу 2013 г. продали уже 10 машин, главный плюс которых – автономность, их не нужно контролировать, находиться рядом. Робот также может хорошо распознавать речь человека, несмотря на шумы вокруг. Он умеет узнавать людей даже в плохо освещённой или тёмной комнате, чего не умеют пока другие аналоги.
– Словарный запас у робота большой?
– Довольно большой. У него есть узкотематическая речевая база – она касается той бизнес-сферы, в которой он работает. Есть широко направленная база – с её помощью он общается на разные нерабочие темы. А если не находит ответа на вопрос человека, обращается к Интернету. Поэтому столь широкий спектр знаний и поражает людей. Ещё он умеет шутить, рассказывать анекдоты, петь песни. Знает русский, английский, китайский языки. Лингвистическую базу робота мы постоянно совершенствуем – на сегодня она самая большая в России.
– Если вас вдруг завалят заказами, сможете их выполнить?
– Сейчас мы можем собирать 20 роботов в месяц, больше пока и не требуется рынку. У нас же ещё старт-ап, начало, хотя финансовые показатели уже неплохие. Если появятся большие заказы, мы сможем без проблем нарастить производственные мощности, и даже с радостью это сделаем. И площади можем увеличить, и люди есть – в нашей команде уже 27 человек.
– Все комплектующие робота отечественные?
– Все, кроме микросхем – их мы заказываем в Китае. Ждём, когда кто-нибудь начнёт их делать в России.
Главное – упорство
– В одном интервью вы сказали, что Пермь вполне может стать столицей робототехники. Это не преувеличение?
– Нет. Думаю, есть все шансы для этого. Пермь - промышленный город, где люди интересуются новыми технологиями. У нас работают бизнес-инкубаторы, проект «Мейкерспейс» - любой человек может прийти с идеями и их помогут реализовать, найти команду. Яркий пример инновационной компании – компания «Macroscop», которая вышла на зарубежный уровень. Компания «НПП Полис» разрабатывает преобразователь коррозии. Если его нанести на любую железную поверхность, то он не просто защищает от коррозии, но и проникает внутрь кристаллической решётки и восстанавливает её. А если говорить о компании «Промобот», она на сегодня самая крупная по производству сервисных роботов на территории Восточной и Северной Европы. Ни в Москве, ни где-то ещё такого нет. А в Перми есть.
– Легко ли у нас реализовать идеи, ведь для этого нужны немалые средства?
– Сейчас в России, по версии издания Rusbase, 4 тыс. венчурных фондов. А с идеями в прошлом году на технологический конкурс заявились всего 2,5 тыс. проектов. То есть людей, готовых вкладываться в новации, гораздо больше, чем идей. Есть фонд Бортника, каждые два месяца проводятся слушания проектов. Есть возможность получить от 1 до 5 млн руб. на реализацию той или иной идеи. Если ты ещё студент, по программе «УМНИК» можно получить 400 тыс. руб. Участвуя в конкурсе «Большая разведка», есть шанс получить полмиллиона. Я не говорю уж о частных бизнес-ангелах, которые также готовы рискнуть и вложиться в идеи. То есть деньги привлечь не так уж трудно.
– К сожалению, как гласит статистика, более 70 % молодёжи рвутся в чиновники, а не в предприниматели.
– Да, это так, если не больше. Видимо, хочется стабильности в жизни, и они думают, что там её получат. Мы же рискуем каждый день, всё ставим на кон. Не выгребаем деньги на свои нужды – недвижимость или автомобиль - а развиваем производство. Но не только у нас такая ситуация. Когда Билл Гейтс спросил студентов Стэнфордского университета, кто хочет пойти в эту сферу, из тысячи человек лишь 50 ответили утвердительно. В России если 5 % молодых людей пойдут в предприниматели, то это хорошо. Потому что у большинства другие ценности – им не нужны большие деньги, им нужно, чтобы хватало на жизнь, на еду, аренду или покупку жилья. У предпринимателей же много рисков, что-то может не получиться, особенно в высокотехнологичной сфере. Недаром венчурная экономика восходит к слову «adventure», то есть приключения. Для предпринимателя самое главное качество – это упорство. Не получилось – делай снова и снова. Да, мы рискуем, но оно того стоит.
– Вопрос, может быть, странный: а зачем они нужны - роботы? Если они во всём заменят человека, то куда ему деваться?
– Роботы в первую очередь придут туда, где работать скучно, опасно и грязно. Скажем, на АЭС будут работать, на кранах, в промышленных цехах. Это приведёт к так называемому безусловному доходу – когда человек независимо от того, чем занимается, получает деньги. У людей появится больше времени, чтобы заниматься семьёй, детьми, самообразованием, отдыхать и путешествовать. Рабочий день будет всего три часа – а не об этом ли мы все мечтаем?
– А не смогут ли роботы когда-нибудь устроить бунт?
– Роботы, созданные человеком, могут выполнять лишь определённые задачи. Хотя, в принципе, это возможно, но только если этого захочет его создатель.