«Совет от Миши». Какому главному правилу учат нефтепереработчиков

Михаил Барков / Из личного архивa

Пермяк Михаил Барков знать не знал, что такое крекинг, пока в 1995 году не пришёл на завод «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез». Вот почти 30 лет он работает на установке каталитического крекинга, а его труд отмечен знаком «Почётный нефтяник». Михаил набрался достаточно знаний и опыта, чтобы делиться ими с молодыми специалистами. Какому главному правилу он учит операторов нефтепереработки? Читайте новую историю проекта «Человек труда».

   
   

Что же такое крекинг?

Михаил Барков пришёл на предприятие в 1995 году по совету друга.

«Друг у меня на заводе работал, отец у него тоже (можно сказать, династия). Он говорил, что на предприятии стабильная достойная зарплата. Ну, я и пошёл в отдел кадров. Меня направили на крекинг. Тогда мне это слово вообще ни о чём не говорило, – признался Михаил Барков. – Поэтому сначала, естественно, прошёл обучение, затем практику, а потом уже самостоятельная работа началась».

Михаил Барков получил рабочую профессию «каменщика-монтажника-сварщика» в одном из ПТУ Перми, но связал жизнь с нефтепереработкой. Фото: Из личного архивa/ Михаил Барков

Сегодня Михаил – старший оператор технологических установок (К-1, ГФУ с БУФГ). Его первостепенная задача – следить за технологическим режимом на установках каталитического крекинга (переработки нефтяных фракций).

«Нефть очищают, разгоняют по фракциям. Этот "фракцион" направляют по установкам вторичных процессов переработки, – объясняет специалист. – К нам поступает вакуумный газойль, разогревается до определённой температуры и отправляется в реактор. В реакторе происходит процесс расщепления. Чистый продукт идёт в специальную колонну (например, углеводороды поднимаются вверх, а мазуты и гудроны остаются внизу). В ней происходит деление на фракционный состав. Один из преобладающих продуктов, получаемых в этом процессе, – бензин. Он идёт дальше, на стабилизацию, где происходит процесс удаления растворимых газов, а оттуда уже в парк смешения топлив».

Справка:
Каталитический крекинг – один из важнейших процессов, обеспечивающих глубокую переработку нефти. Он заключается в расщеплении крупных молекул углеводородов тяжелых нефтяных фракций на более мелкие, проводимый при высокой температуре и в присутствии катализатора. Целью каталитического крекинга является получение необходимых соединений, используемых в качестве ценных компонентов бензина. При этом также образуются другие продукты, в том числе, углеводородные газы и кокс.

Как меняется завод?

Почти за три десятка лет на заводе произошли значительные изменения. Как считает Михаил Барков, в лучшую сторону. К примеру, раньше работники ходили в телогрейках и кроличьих шапках («кто в чём»). На смену этому пришла спецодежда: зимний костюм, летний, футболки, очки.

   
   

«Предприятие хорошо относится к людям. Не только обеспечивает спецодеждой, но компенсирует некоторые затраты, даёт оздоровительные путёвки, – отмечает он. – Плюс сейчас производство практически полностью автоматизировано. Допустим, когда я начинал работать, чтобы поправить что-то по режиму, нужно было бежать до определённого места и крутить задвижку, а сейчас всё управляется из операторной, с компьютера – тыкнул пальцем, и параметры поменялись».

В сентябре 2023 года Михаил получил свидетельство и нагрудный знак «Почётный нефтяник» Министерства энергетики РФ. Фото: Из личного архивa/ Михаил Барков

Ещё на заводе изменился подход к молодым специалистам. Активно развивается наставничество – тех, кто приходит на завод, закрепляют за более опытным сотрудником, который обучает его всем тонкостям работы. Не раз помогал работникам освоиться на новом месте и Михаил Барков.

«Он многому меня научил, за что я очень благодарен, – говорит оператор технологических установок «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» Максим Миндияров. – Главный совет от Миши – не делай того, что не знаешь. Он всем говорит, если что-то не знаешь или не понимаешь, то подойди и переспроси ещё раз и ещё раз, пока не поймёшь. Это самый правильный совет на нашей работе. Это безопасней и проще. Тем более, у нас никто ни на кого не кричит, ничего плохого не скажет, а поможет разобраться».

Главный совет от Михаила Баркова – не делай того, что не знаешь.

Максим Миндияров был учеником Михаила Баркова, теперь он уже сам является наставником для новых сотрудников. Кстати, их он тоже учит «не делать того, чего не знают».

Друг и семьянин

Ходить на работу всегда легче, когда коллектив дружный и сплочённый. Михаил Баркова считает, что их бригада как раз такая. Максим Миндияров это подтверждает и видит в этом заслугу своего наставника.

«У нас очень дружный коллектив, – говорит Максим. – Михаил рассказывал нам, как в молодости участвовал в различных заводских соревнованиях, конкурсах. Он очень поддерживает это, продолжает традиции. И мы все праздники вместе празднуем, в конкурсах участвуем. В выходные можем на даче у кого-то отдохнуть, а если помощь нужна – поможем. Всё коллективно и дружно делаем. Миша поддерживает этот командный дух». 

Бригада на заводских соревнованиях по боулингу. Фото: Из личного архивa

Коллеги отзываются о Михаиле, как о справедливом и ответственном человеке. Эти качества он демонстрирует не только в профессиональной, но и в личной жизни. Ведь у него прекрасная семья – жена и дочка. Свободное время он также люби проводить со своим псом – австралийской овчаркой по кличке Макс.