Познавая мир, дети задают массу вопросов. Почему трава зелёная, а небо голубое? Что такое Луна? На некоторые вопросы ответить несложно, другие – ставят в тупик. Но важно попытаться ответить на все. Ведь даже маленькое любопытство может положить начало большим изменениям.
Педагог дополнительного образования Дворца спорта для детей и юношества «Прикамье» Екатерина Харитонова рассказала, как стала наставником, и как благодаря поиску ответа на вопрос школьников в Перми появилось настоящее движение поклонников бёрдинга.
Маяк по жизни
Екатерина Харитонова в педагогике с 1987 года. За время своей работы она привила любовь к природе, туризму и экологии не одному поколению воспитанников пермского дворца спорта, а её труд был отмечен званием «Инструктор детско-юношеского туризма» и медалью «Почётный педагог России».
Педагогическую стезю пермячка выбрала под влиянием среды, в которой росла. Она воспитывалась на книгах Антона Макаренко, Альберта Лиханова и, начитавшись про учителей, живущих профессией, не рассматривала других вариантов. К тому же интерес к педагогике у Екатерины подпитывала школьная учительница.
«Я думаю, что каждый человек мечтает о встрече с родной душой. Мне повезло. Мы встретилась более 40 лет назад в стенах школы, когда в четвёртом классе у нас стала преподавать Адда Николаевна Зеленина. У неё удивительным образом получалось советовать мне то, что находило отклик в моей душе и до сих пор находится в сфере моих интересов. Для меня она стала маяком по жизни», – рассказала о своём наставнике Екатерина Харитонова.
Например, по совету Адды Зелениной школьницей Екатерина начала заниматься геологией в Доме пионеров и пошла в секцию по спортивному ориентированию. Географическое образование в Пермском госуниверситете выпускница школы № 132 Перми тоже получила благодаря наставлению школьного учителя.
«В моём понимании, основная роль наставника даже не в том, чтобы указать путь, а в том, чтобы мотивировать личным примером. У меня со школы перед глазами был образец того, как надо работать. У Адды Николаевны из года в год были стобалльники по географии и, несмотря на возраст, она продолжала осваивать новые технологии. Это был человек, который никогда не останавливался в своём развитии. И на самом деле сейчас я понимаю, что повторяю всё то, что делала она», – поделилась Екатерина Харитонова.
Учить друг друга
Теперь педагог допобразования сама стала «маяком» для десятков ребят. Многим своим ученикам она помогла определиться с профессиональной траекторией.
Под присмотром Екатерины Харитоновой Мария Попова, как и многие другие дети, ходила в походы, участвовала в соревнованиях, воплощала в жизнь проекты и выступала на конференциях. Но педагог призналась, что никогда не относилась к своим ученикам именно как к детям.
«Даже если ребята младше меня, то, прежде всего, они – коллеги, родственные души, с которыми мы развиваемся в одном направлении, – отметила Екатерина Харитонова. – Ведь как поётся в песне Александра Дольского «Мне кажется – я их чему-то учу, а это они меня учат». Мы понимаем, что педагоги должны учить, но на самом деле очень многие идеи тех же проектов приходят именно со стороны детей. Благодаря им я продолжаю учиться и развиваться. Мы взаимодополняем друг друга. Поэтому и отношусь я к ним, как к взрослым людям».
Именно такое взаимообучение педагога с учениками дало старт новому движению в Перми.
Бёрдинг в городе
Как-то раз учащиеся школы № 132 Перми работали над мультфильмом о птицах. В процессе его создания они наткнулись в интернете на слово «бёрдинг» и решили узнать у Екатерины Харитоновой, что это такое. Чтобы ответить на этот вопрос наставнику ребят пришлось прибегнуть к помощи Всемирной паутины, которая подсказала, что этим словом называют наблюдение за птицами.
«Оказалось, на тот момент в Москве уже лет 15 проводились соревнования по спортивной орнитологии. И наши соседи тоже лет 10 проводили соревнования «Бёрдинг в Удмуртии». Вместе с семьёй мы решили принять участие в одном из состязаний. В итоге нам это очень понравилось и мы подумали, чтобы далеко не ездить – надо провести такое событие в Перми. Эта мысль нашла отклик у моих учеников», – вспоминает Екатерина.
Так в 2019 году появился проект «Бёрдинг в Перми». Идею провести первые городские соревнования по спортивной орнитологии поддержал «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» – команда учащихся школы № 132 под руководством Екатерины Харитоновой победила в конкурсе «Пермь – мастерская будущего», который проводит предприятие.
Событие прошло настолько успешно, что стало ежегодным. Оно оживило орнитологическое сообщество города и «заразило» пермяков новым увлечением. В 2023 году соревнования пройдут в пятый раз, теперь уже в статусе «межрегиональный» (в Пермь начали ездить команды из Удмуртии).
«У нас стало много поклонников бёрдинга, которые делятся своими наблюдениями в соцсетях, а также тех, кто их поддерживает. Это люди разных возрастов. За время существования проекта к нам не раз подходили и говорили спасибо за то, что мы изменили жизнь, ведь кто-то нашёл отдушину в новом для себя хобби, – делится Екатерина. – Если бы не ребята, которые делали мультфильм, если бы не поддержка предприятия, то, наверное, мы бы ещё долго не услышали о бёрдинге в Перми».
Помощник генерального директора по связям с общественностью «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» Вера Мартынюк рассказала, что школа № 132 Перми с углубленным изучением предметов естественно-экологического профиля стояла у истоков лукойловского конкурса, и именно с подачи наставника Екатерины Харитоновой Адды Зелениной появилось название «Пермь – мастерская будущего».
«Ученики 132 школы участвуют и пополняют список победителей конкурса школьных экологических проектов каждый год. В 2023 году он проходит 17 раз. За это время ребята осуществили проекты, связанные с изучением водных объектов, создали киностудию, в которой работают над мультфильмами, путешествовали по краю при поддержке предприятия, – сообщила Вера Мартынюк. – Одним из долгоиграющих проектов стал «Бёрдинг в Перми», который из школьной идеи перерос в краевое, а теперь становится межрегиональным событием. Представляете, как масштаб вырос? Это только один из проектов, который, «выстрелил», но он не единственный».
По мнению Веры Мартынюк, за успешными проектами школьников всегда стоит хороший наставник. Именно он помогает оформить идеи ребят, направляет их и вдохновляет на работу. Поэтому Год педагога и наставника предприятие использует, как возможность ещё раз поблагодарить и заявить о них.