Ольга Трегубова с детства хотела преподавать. Девочкой она играла в учителя. Теперь это не игра. Ольга ведёт биологию в пермской школе № 64, имеет степень кандидата педагогических наук, а её работа отмечена званием «Почётный работник общего образования России». Но дорога к мечте была витиевата – она прошла путь от гардеробщицы до директора школы. Читайте новую историю проекта «СПАСИБОНАСТАВНИК».
Интересно – значит, надо идти
Ольга Трегубова родилась в деревне Пятунино, а со второго класса жила в селе Черновское (это Большесосновский округ Пермского края). С одноклассниками она любила играть в школу – брала на себя роль учителя, а ребята изображали учеников. Этот процесс школьнице очень нравился, поэтому к выпуску вопроса «Куда поступать?» не было. Было лишь сомнение – идти учиться на учителя биологии или учителя русского и литературы. Интерес к изучению живой природы превалировал – Ольга поступила на факультет биологии и химии в педагогический вуз (сейчас это естественнонаучный факультет в Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете).
Казалось бы, профессия мечты близко. Но жизнь полна сюрпризов. На третьем курсе Ольга встретила будущего мужа, ушла из вуза и посвятила себя семье, воспитанию детей. Когда декретный отпуск заканчивался, она начала искать вакансии. Первое же объявление, которое ей попалось: «Требуется гардеробщица в школу № 132». Это школа с углубленным изучением предметов естественно-экологического профиля. Недолго думая Ольга Трегубова устроилась на эту работу, а вскоре перешла на должность вахтёра.
Слова руководителя образовательной организации стали толчком, чтобы вернуться к детской мечте. В результате, Ольга заочно окончила вуз, а её карьера пошла вверх: сначала она стала учителем, потом заместителем директора школы № 132, а в 2016 году возглавила школу № 64. В педагогике она уже более 30 лет.
Неоценимый вклад
Сегодня Ольга Трегубова – учитель биологии.
«На своих уроках она всегда требовательна, ведь биология это не только про листочки, а в первую очередь про нас, наш организм и наше здоровье, – рассказал девятиклассник Арсений Шестаков. – Но после уроков к ней всегда можно обратиться за помощью, вместе найти решение проблемы и даже попить чай с вкусными конфетами».
В сфере интересов педагога – экологическое образование (этому была посвящена и кандидатская диссертация). За плечами Ольги многочисленные экспедиционные исследования и походы.
«Эти поездки всегда были посвящены воспитанию любви детей к своей Родине, к Пермскому краю и вообще к России. И сейчас они вспоминаются с огромным удовольствием», – сказала Ольга Трегубова.
Например, вместе с Ольгой Трегубовой школьники путешествовали по рекам Чаньве и Яйве и фиксировали места свалок, проверяя берега на чистоту, изучали антропогенную нагрузку на одну из троп заповедника «Басеги» и исследовали орнитофауну на острове Туренец. Всё это стало возможным, в том числе благодаря участию в конкурсе школьных экопроектов «Пермь – мастерская будущего», который ежегодно проводит «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез».
В 2022 году детей заинтересовала тема экопросвещения. Команда учеников школы № 64 задумалась над биологической очисткой воды. Они узнали, что на заводе «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» для очистки используют биологически активный ил. Школьники посоветовались с учёными одного из вузов Перми и поняли, что это актуальный и прогрессивный метод. Ребята захотели сами разобраться в этом способе очистки воды и рассказать о нём другим в необычном формате.
«Дети решили создать комикс "Ил Кирилл спешит на помощь", – сообщила Ольга Трегубова. – Комиксы активно входят в обучающую программу, с помощью них можно изучать интересные явления и процессы. Такая нестандартная форма подачи информации хорошо принимается и усваивается детьми».
Сегодня школьники работают над воплощением задуманного под руководством Арсения Шестакова. Но Ольга Трегубова «приглядывает» за ними, наставляя на верный путь.
«Я не могу описать весь вклад, который в мою жизнь привнесла Ольга Геннадьевна. Благодаря её усилию и терпению я смог отправиться во Всероссийский Детский Центр "Смена". Именно под её руководством я победил в бесчисленных конкурсах всероссийского уровня, а сейчас мы вместе занимаемся реализацией нашего экологического проекта!», – благодарно восклицает Арсений.
Наставник – это труд
По мнению школьника, не каждый учитель способен стать наставником.
«Ушинский, например, объясняет роль педагога как детоводительство. Если воспринимать дословно, то это значит водить ребёнка рядом, указывать и показывать ему. А наставник – это педагог, который может передать ученику определённые навыки, которыми владеет в совершенстве, чтобы он ими тоже овладел, – объясняет Ольга Трегубова. – Или у Сухомлинского есть фраза: "Наш труд – это, образно говоря, труд сеятеля. Мы сеем семена, из которых должны вырасти – в этом смысл нашего труда и нашей жизни – колосья, полные зерна, – убеждения, поступки". Эти идеи мне близки».
Форма, когда более опытный специалист передаёт всё то, чем он владеет, менее опытному, развивая у него желание получать новые знания и навыки – вот это, по мнению учителя, и есть наставничество. И, надо сказать, оно требует серьёзной самоотдачи.
Быть наставником и не выгорать Ольге Трегубовой помогает хобби.
«Мой источник вдохновения – это путешествия. Редко бывает, что в выходные я остаюсь дома, обычно стараюсь куда-нибудь выезжать, устраиваю походы выходного дня. Я обожаю горы. Известная цитата: "Лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал" – это моя концептуальная основа для отдыха. Ещё одно место силы – дача», – поделилась учитель.
«В Год педагога и наставника мы решили напомнить о таких людях, как Ольга Трегубова – о тех, кто не жалеет сил и времени, чтобы посеять правильные семена и взрастить их в наших детях – и сказать им: "Спасибо, наставник!"», – сказала Вера Мартынюк.
Все материалы проекта «СПАСИБОНАСТАВНИК» можно найти по ссылке.