Корреспондент «АиФ-Прикамье» пообщалась с пермячкой, которая много лет занимается кузнечным делом. Рассказываем, почему девушка выбрала профессию кузнеца и в чём секрет нелёгкой профессии.
Капризная, но потрясающая
Когда видишь эту яркую красавицу, трудно представить тяжёлый молот в её руке. А ведь Ольга Стенно уже 12 лет выковывает сложные фигуры внушительных размеров.
«Большинство кузнецов воспринимают металл как капризную, но потрясающую женщину. Так что я – на своём месте, – смеётся Ольга. – Кузнечное дело сложное. И мастер должен многое уметь. Мы с коллегами как-то подсчитали, что кузнец владеет примерно 17 профессиями: он и сварщик, и токарь, и слесарь-инструментальщик, и художник, и инженер-конструктор, и электрик. А созданием реалистичных кованых скульптур в нашей стране и вовсе занимаются единицы».
Превращение заготовки в произведение искусства или просто красивый предмет завораживало Ольгу с детства. Она вспоминает, что с четырёх до двенадцати лет хотела быть стеклодувом. Желание захватило её после просмотра телевизионного сюжета о том, как мастер создавал из горячего стекла изящную вазу. Став старше, Ольга всерьёз увлеклась хореографией: некоторое время даже танцевала в театре современного танца. Во время учёбы в фармацевтической академии начала заниматься фитнесом, и довольно быстро спорт стал её профессией. Девять лет она работала тренером.
Статья по темеПодкова на счастье. Кузнец Люба Шадрина укрощает металл
«В какой-то момент начала понимать, что это не то, чему бы хотела посвятить всю жизнь. И вот однажды проснулась и поняла: хочу ковать, – вспоминает Ольга. – В семье все смеялись, а мама была в ужасе. Родные, правда, потом вспомнили, что мой прадед был кузнецом. Несколько месяцев просто искала информацию, а параллельно пошла учиться рисунку на курсы для поступающих в академию живописи. И это притом, что незадолго до этого у меня родилась дочка. Через некоторое время случайно увидела магазин «Художественная ковка». Зашла туда и спросила, кто в Перми учит кузнечному делу. Там посмеялись, но дали визитку Вадима Базарова. В тот же день мне позвонила сестра и сказала: «Я тебе кузнеца нашла. Помню, что фамилия у него какая-то литературная». Вот такое совпадение произошло».
Ольга начала учиться, а точнее практиковаться, ведь теоретически ковку не освоишь. В этой профессии можно научить приёмам, но применять их получится только тогда, когда начнёшь чувствовать металл.
Искры летят
Первым заказом Ольги был ворон. Девушка ковала его с увлечённостью и азартом. Железная птица передала настроение художницы: скульптура получилась живой и эмоциональной. Это убедило хозяина мастерской, где она начала работать, в том, что перед ним мастер. Затем Ольге поручили выковать весёлого и немного хмельного монаха-августина с кружкой пива в руке. Позже скульптура долго стояла на пешеходной части ул. Пермской.
«Меня завораживает, когда под руками железный прут обретает форму. Чувствую себя волшебницей, – говорит Ольга. – Самое сложное в процессе – увидеть, насколько должен измениться исходный материал, чтобы получилось то, чего хочу. Когда делаю что-то на заказ, пытаюсь понять будущего владельца. Спрашиваю заказчиков обо всём: от любимых фильмов до стиля в одежде. Это важно, ведь изделие должно отражать душу человека».
Работа с металлом изменила и личную жизнь мастера. Она вышла замуж за кузнеца Сергея Овчинникова. Сейчас они работают вместе. Хоть характеры у обоих непростые, и искры в мастерской летят не только от наковальни, им удаётся найти золотую середину и вместе создавать шедевры.