В последнее время СМИ и социальные сети уделяли много внимания переменам на строительном рынке Прикамья. Это отвлекло внимание общественности от по-настоящему важной темы – изменения правил игры на потребительском рынке, связанных с новой схемой размещения НТО, и в частности – киосков по продаже воды.
Тема эта важна уже потому, что тело человека на 60-70% состоит из воды: мы есть то, что мы пьём. Борьба же властей с «водяными» киосками вызвала острое противостояние со стороны их владельцев. Почему? И как в целом обстоят дела в Перми со снабжением горожан питьевой водой?
Мы не знаем, что бежит из кранов
Проблема качества питьевой воды остро стоит в Перми уже не одно десятилетие. Ведь жидкость, которая бежит у нас из кранов, водой может называться только условно. Она годится лишь для технических целей. При этом попытки обеспечить жителей качественной питьевой водой власти предпринимали не раз, но безуспешно.
Ещё во времена градоначальника Владимира Филя было принято решение о закупке швейцарской озонаторной установки Ozonia. Идея была такой: очистка и обеззараживание воды озоном позволят резко снизить в ней содержание хлора, ликвидировать запахи, снизить цветность и повысить вкусовые качества, уничтожить вирусную и бактериологическую среду.
Вложили серьёзные деньги в валюте, но установка оказалась бесполезной. Причин тому много, но главная – запущенность и ужасающее состояние сетей, по которым подаётся вода в дома. На стенах этих труб – толща вредных наслоений. Ещё в 1994 году их вскрытие показало, что наросты составляли до 3 см, а сегодня можно только представить их толщину. Здесь всё: и соли тяжёлых металлов, и ржавчина, и добрая половина таблицы Менделеева.
В 2005 году город передал функции по обеспечению жителей водой частной компании «Новогор-Прикамье». Ей отдали в долгосрочную аренду всё имущество и оборудование водоканала. Позже договор аренды изменили на договор концессии, но для самих горожан за 13 лет работы частника ничего не изменилось. Разве что тарифы за водоснабжение и канализацию. Они стабильно растут из года в год, при этом из кранов как текла ржавая, отдающая химическими запахами жижа, так и течёт.
О том, что может оказаться в чайниках и кастрюлях, знают учёные.
Можно, конечно, долго рассуждать о том, почему «Новогор» не вкладывает серьёзные средства в модернизацию водного хозяйства Перми, ограничиваясь лишь текущими ремонтами и устранением аварий. Главная причина в том, что частная фирма по определению имеет главной целью извлечение прибыли. Всё остальное, включая здоровье пермяков, – за пределами её функционала. Для того чтобы всерьёз заняться реконструкцией, нужны не только большие деньги (по оценкам самих представителей «Новогора», – более 30 млрд рублей), но и политическая воля.
Казалось одно время, что эта воля, наконец, появилась. Около десяти лет назад приняли федеральную целевую программу «Чистая вода» – именно для обеспечения населённых пунктов питьевой водой. Деньги на это выделяли из федерального бюджета, но сначала надо было разработать региональную программу.
Таким образом, получается, что власти сами во многом способствовали сегодняшней ситуации, когда точки, торгующие «питьевой» водой, разрослись как грибы после дождя. Потребность населения в чистой воде никуда не делась, и эту нишу, разумеется, заполнил бизнес. Вот только что за воду нам продают в этих точках?
Нормам не соответствует
Многие пермяки давно уже поняли, что при жизни они вряд ли дождутся от властей и частного оператора эффективного решения «водной» проблемы. Каждый спасается как может. Кто-то ставит системы фильтрации в квартире. Кто-то устанавливает такие системы на весь дом.
Ещё одна альтернатива – бутилированная вода, которую продают в магазинах. Требования к ней высоки. Вода в бутылках должна быть не просто безопасной, но и обеспечивать организм человека необходимыми минеральными веществами. Расфасованная вода бывает высшей и первой категорий. Вода высшей категории должна быть добыта из родников или артезианских источников. Вода первой категории по санитарным нормам может быть взята даже из-под крана, но должна пройти тщательную очистку через фильтр.
Но в 2014 году учёные кафедры динамической геологии и гидрогеологии Пермского госуниверситета (ПГНИУ) исследовали бутилированную воду нескольких пермских производителей: «Родник Прикамья», «Весёлый водовоз», «Новолядовская», «Богатырская», «Белогорский монастырь» и других. Оказалось, что ни один из проверенных образцов не соответствует санитарным требованиям, предъявляемым к воде, расфасованной в ёмкости. Во всех случаях нормативы качества и физиологической полноценности воды были либо выше нормы, либо ниже её.
Эксперты проверили и воду, которую на розлив продают в киосках. В краевой столице три крупных производителя такой воды – коммерческие фирмы «Каскад», «Амтек» и «Серебряное озеро». Их вода стоит дешевле бутилированной, но и по качеству ей значительно уступает. Анализ показал, что вода в пробах загрязнена органическими веществами и санитарным нормам, которые Роспотребнадзор предъявляет к такой воде, не соответствует. Попросту говоря, в ряде случаев мы покупаем в таких киосках ту же самую водопроводную воду, только предварительно очищенную.
Очень важный момент: контролируют качество такой воды... сами производители! Конечно, в каждом киоске должно быть удостоверение, подтверждающее, что вода соответствует нормам. Мы попросили предъявить документ в пяти киосках, но ни в одном нам не показали удостоверение на текущую партию. А официальные проверяющие органы, тот же Роспотребнадзор, только реагируют на жалобы граждан. Если таковых не поступает, то и проверки никакой не ведётся.
Выходит, все мы покупаем такую воду на свой страх и риск? Именно так. Позиция проверяющих, грубо говоря, такая: отравитесь – пишите жалобу, а на нет и суда нет.
Война только началась
Становится понятно, почему владельцы этого бизнеса сегодня развернули целую кампанию против попыток городских властей навести порядок на этом рынке. Вода, продающаяся в киосках, самим предпринимателям не стоит почти ни копейки. При этом она пользуется огромным спросом и приносит немалый доход собственникам. Одно из местных изданий утверждает, что чистая прибыль каждого из трёх игроков на рынке в Перми – около 40 млн рублей в год. В числе лиц, контролирующих этот бизнес, есть и бывшие крупные чиновники, и люди из криминального мира.
Сегодня уже почти не остаётся никаких сомнений, что разворачивающаяся кампания по противодействию властям Перми в этой сфере – тщательно организованная акция. Все эти письма «от населения» в поддержку водных киосков, судебные иски – лишь проявления защиты финансовых интересов конкретных людей, хорошо зарабатывающих на этом бизнесе. Если снесут сотни киосков с водой, они потеряют доход. Вот и вся подоплёка.
Но война между властью и бизнесом, вошедшая в последнее время в острую фазу, завершится нескоро. Контролирующие этот бизнес товарищи – очень непростые и сдаваться не собираются. И раз уж мы привели в начале этой статьи пример мелких разногласий властей с застройщиками, то, продолжая эту аналогию, скажем: то были лишь цветочки. Отточить нюансы взаимодействия с понятными, прозрачными и всем известными компаниями – это одно. Противостоять разношёрстному и околокриминальному бизнесу – совсем другое.
Поэтому то, каким будет итог этого противостояния, во многом зависит от силы воли конкретных чиновников и компетентности юридических служб городской власти.