В ночь на 20 января в Перми мини-отель «Карамель» залило кипятком. Подвал, где в обжигающем пару и кипятке мучительно погибали пять человек, в том числе четырёхлетняя девочка, а ещё трое с серьёзными ожогами еле выбрались на воздух, дышал паром ещё двое суток после трагедии. Для жильцов дома по улице Советской Армии, 21, где и был оборудован мини-отель «Карамель», запах подвальной сырости на всю жизнь станет синонимом смерти и боли.
Конец света
До ноября 2019 года Светлана была старшей по дому. Но на очередном собрании жильцов сняла с себя полномочия. Говорит, что устала бороться. В том числе и за то, чтобы попасть в подвал собственного дома. Подвал, который с 1999 года принадлежит индивидуальному предпринимателю из Перми, о чём есть документ свидетельства о праве собственности на «кирпичное встроенное помещение площадью 491,1 кв м в подвале пятиэтажного жилого дома под пункт приёма стеклопосуды».
«Тимоша разбудил сына и меня около четырёх утра. Сын хотел свет включить, но электричества уже не было, - вспоминает Зоя. - И ведь не ёкнуло даже сердечко, что беда пришла, электричество и раньше отключали, бывало. А уж сколько раз раскопки вели вокруг дома - и не сосчитать».
Сын Зои, Вячеслав, говорит, что раньше на месте «Карамели» был винный магазин, а стеклопосуду принимали в другом крыле подвала. И между этими половинами был сквозной проход.
«А когда «Карамельку» (так местные жители зовут хостел) строили, собственники наглухо перегородили подвал. одну половину, где была приёмка посуды, сдали под изостудию для школьников. Только школу рисования тоже затопило. Осенью 2019. У них мебель и картины в воде плавали», - вспоминает Вячеслав предыдущий потоп подвала. И уточняет, что тогда, к счастью, никто не пострадал. Но и мер никаких по безопасности не приняли. Изостудия съёхала, а хостел продолжал принимать людей.
«Мало Перми «Хромой лошади»? Ни окон, ни дверей в подвале. Кто разрешил там отелю работать?», - злится Вячеслав. Он далеко не единственный из жителей дома, кто сравнивает трагедию в «Карамели» со страшной трагедией 2009 года в ночном клубе.
Посторонним вход воспрещён?
Активистка дома Светлана Неведомская пыталась не раз побывать в отеле, но дальше администраторской её не пускали.
«У нас по подвалу общедомовые сети проходят и транзитная теплотрасса, а мы даже не можем понять, в каком они состоянии», - говорит Светлана.
За всеми подвальными перестройками жители наблюдали из окон и с улицы.
«Когда стали оборудовать хостел, то выносили из подвала грунт, вывозили его ночью. Мы пожаловались. Приходила девочка из районной администрации и представитель УК. Нарушений не нашли. Но если срывали грунт, то существует вероятность, что углубляли помещение хостела. Так на какой глубине там находились люди?» - задаёт вопрос общественница.
«Когда сюда переехала, мне показалось странным, что гостиница работает в подвале. Там нет окон, что является нарушением. А доступ дневного света - это обязательное условие, не могут люди проживать в помещении без окон. Ещё в подвале все коммуникации проходят. И туда селить людей? Я живу на первом этаже, если у меня прорвёт, то вода утечёт ниже, в подвал. А в хостеле посетители оказались заложниками замкнутого пространства, да ещё и с заблокированным эвакуационным выходом».
Пока в деле о гибели пяти человек в хостеле «Карамель» один обвиняемый.
Это сотрудник надзорного подразделения ГУ МЧС России по Пермскому краю. Следователи центрального аппарата СКР считают, что сотрудник МЧС ещё в феврале 2019 года выявил нарушения, после которых нужно было закрыть мини-отель, но вместо этого инспектор дал собственникам хостела год на устранение нарушений. Задержанному предъявили обвинение в халатности, повлекшей смерть двух и более лиц. Сотрудник госпожнадзора был отпущен из зала суда, где избирали меру пресечения, под подписку о невыезде. Следствие продолжается.