Святой Таркöмыс. Родник, где поминают древних и исцеляются водой

Геннадия Петрова считают хранителем родника. © / Марина Сизова / АиФ

Глухие леса Кочёвского округа (Коми-Пермяцкий округ Пермского края) хранят родник, который местные называют Таркöмыс. Сюда веками приходили с молитвой и болью — и уходили с надеждой. Здесь поминают древних, верят в чудо и в то, что вода может исцелять.

   
   

Позывной «Шаман»

«Люди верят, что она лечит от любых болезней», — рассказывает житель Кочёво Геннадий Петров, пока его «буханка» подпрыгивает на ухабах лесной дороги.

Таркöмыс — не просто родник. В субботу перед Троицей сюда в некоторые годы приходили сотни людей: везли детей, приносили еду, устраивали поминальные трапезы. Но и в любой другой день здесь можно встретить людей с канистрами и бутылями.

«Я сам перед тем, как уйти на СВО, обливался этой водой. И вернулся живым, хотя по логике не должен был — много раз оказывался на волоске от смерти», — рассказывает Геннадий Иванович, ловко уворачиваясь от заполненных водой ям на лесной дороге. 

Его называют хранителем Таркöмыса. Кажется, что он знает здесь каждую кочку и дерево. А ещё он «Шаман». Как раз потому, что словно заговорённый. Этот позывной ему дали на передовой.

Часть пути - по хорошей трассе до Кузьмино. Фото: АиФ/ Марина Сизова

«Со мной всегда две иконы. Однополчане, видя, как я молюсь, стали просить, чтобы я их благословлял тоже — окроплял водой. Получив разрешение от батюшки, я начал благословлять бойцов. Сначала своё отделение, потом напросилась и вся рота. За всё это время на передовой погиб только один человек. В тот день у меня горела спина, будто её облили бензином и подожгли — так раскалились иконы в рюкзаке. Когда я достал их, увидел, что одна из них кровоточит — по щеке текла кровь».

60-летний Геннадий Петров хотел бы вернуться на СВО, но не позволяет здоровье.

   
   

«И сейчас, когда ко мне приезжают однополчане или просят земляки перед отправкой в «горячие точки», мы ездим в Таркöмыс, где я их обливаю трижды, окропляю водой источника. Конечно, это я делаю с благословения батюшки», — рассказывает он.

Машина резко идёт на подъём, взбираясь на крутой склон. И останавливается на большой поляне. Воздух густеет от запаха хвои и влажной земли. Спускаемся к ключу.

Место, где время остановилось

Таркöмыс встречает прохладой даже в августовскую жару. Ключ бьёт из овражного склона, будто появляясь из ниоткуда. По словам Геннадия, не пересыхает даже в засуху.

«Какая бы жара ни была — течёт ровно столько же. Не больше и не меньше», — констатирует он.

На ветвях деревьев вокруг — разноцветные тряпочки, полотенца, платки. В воде поблёскивают монеты.

Таркöмыс помнит просьбы, но даёт не то, что ждёшь, а то, что считает нужным.

Геннадий Петров показывает на них и улыбается: «Видите, как народ просит помощи у ключа?»

«Приходят люди — кто с горем, кто с болезнью. И я объясняю: ключ живой, с ним надо уметь разговаривать. Оставь подарок — ленточку завяжи, монетку положи. Это как расписка: «Я здесь был, помяни меня, вода-матушка».

Таркöмыс. Фото: АиФ/ Марина Сизова

Геннадий бережно проводит рукой по глади воды.

«А монеты... Ох, сколько их здесь! Когда расчищали родник, так слоями шли: сначала российские, потом советские с серпом-молотом, а глубже — ещё царские медяки с орлами! — говорит он. — Только запомните: что положено — того не трогать! Человек монетку оставил, а с ней все свои беды в воду опустил. Возьмёшь чужое — все хвори его на себя возьмёшь».

Он перечисляет, скольким людям помогла вода Таркöмыса. Получается солидный список.

«Девушка из Казани долго не могла забеременеть. Приехала сюда, помолилась, набрала воды — и через год родила. Моя сестра приехала из Кирова, помогала мне убирать территорию возле источника, а в 45 лет родила ребёнка, хотя не планировала. После говорила мне: «Я же просила другое!» Но Таркöмыс сам знает, что надо человеку».

Вода считается целебной. Фото: АиФ/ Марина Сизова

На Таркöмыс Геннадия водила ещё его мама Анна Григорьевна. Она всегда поминала «важсяэсö» (старых, древних). 

«Наверное, приводила ещё младенцем к ключу, — улыбается Геннадий Иванович. — И до сих пор часто прихожу — меня сюда словно что-то неудержимо тянет. Уже давно заметил: если что-то болит — идёшь сюда, и становится легче».

В начале 2000-х он взялся облагородить родник. Вместе с друзьями расчистили подходы, построили дороги, через болотистую местность соорудили тротуары и настил, поставили стол с лавками. Всё – на свои средства.

Крест, который не сгорел

Когда лет 10 назад над родником он установил поклонный крест, понравилось это не всем.

«Мне приснилось, что его нужно поставить, — рассказывает Петров. — А когда мы его устанавливали, видели в небе что-то вроде огненного столпа, который подобно облаку растворился на месте, где мы потом поставили крест. И тут же его какие-то люди пытались поджечь: набросали рядом дров, подожгли, но они чудесным образом потухли, а крест устоял».

Крест пытались сжечь. Фото: АиФ/ Марина Сизова

Сейчас здесь стоит новая ограда, а Геннадий следит за порядком.

«Кошу траву, убираю мусор, — говорит он. — Сейчас что-либо без разрешения на местных землях делать нельзя. Дороги уже пришли в негодность, снова с друзьями хотим облегчить доступ к роднику, чтобы людям было легче добираться».

Чудские следы в холодной воде

По словам этнографа Татьяны Голевой, Таркöмыс — уникальный пример, где соединились три пласта культуры: почитание воды, память о древнем населении края и христианские образы.

Одни приходят сюда за святой водой, другие — загадать желание (и чтобы оно сбылось, оставить ленточку на дереве или монетку у источника), третьи — помянуть старых людей, как здесь называют древних обитателей этих земель, чудь.

Как убедилась автор текста (на фото), путь к источнику неблизкий. Фото: АиФ/ Марина Сизова

В народных рассказах Таркӧмыс часто звучит как чудское место. Память о чуди — древнем населении Прикамья — держится в топонимах и мифологических сюжетах.

В одном из современных рассказов у ключа сами себя погребли маленькие человечки, и их надо поминать, иначе место насылает болезни — мыжу (обиду мёртвых). Считается, что снять её можно, только посетив ключ, обмывшись его водой и оставив дар.

«Коми-пермяки считают, что вода обладает особой целительной силой. От обиды часто избавлялись с помощью воды — стояли в реке. Местечко Таркӧмыс в этом плане особенное. Оно, с одной стороны, считается местом погребения, с другой стороны, здесь бьёт ключ и бежит ручей. Поэтому здесь на одном месте проводятся два ритуала: поминки и умывание водой», — объясняет Татьяна Голева.

Воду пьют, загадывая желание. Фото: АиФ/ Марина Сизова

Первые записи о Таркӧмысе относятся к середине XX в. Исследовательница Любовь Грибова в 1961 г. фиксирует странный полевой алтарь: к стволу дерева прибита фанерная табличка с неровно выведенным «Поминаем старых людей», рядом висит белое полотенце с булавками, в воде — мелочь. По преданию, восстановление места началось после вещего сна больной женщины из соседней деревни: ей показали овражек и ключ, велели поминать забытых, чтобы отпустила болезнь.

«В традиции коми-пермяков сон — это не просто видение, — поясняет Татьяна Голева. — Через него говорят умершие, он подсказывает причину недуга и путь его преодоления».

Один из живучих мотивов — легенда об утонувшей христианской постройке: «Сэтчö пö вöйлöм вичку, часöвня пö вöйлöм куим мортöн…» («Здесь утонула церковь, часовня утонула с тремя людьми»). Её вспоминают некоторые старожилы. По одной из версий, после этого и «вышел» целебный ключ.

«Легенды о провалившихся храмах — не типичные для Прикамья, — комментирует Голева. — Но здесь они наложились на местные рассказы о гибели чуди и прижились».

По воспоминаниям местных жителей, у родника на сосне или ели когда-то висела икона. Одна женщина рассказывала этнографам, что видела её в молодости. Другая же слышала о том, как в советские годы партийные активисты — женщина с мужчиной — сорвали образ и выбросили в болото. Но когда они возвращались, мужчина сломал ногу — будто в наказание.

Подарки источнику, что интересно, менялись со временем. Полвека назад на деревьях оставляли полотенца с булавками (их роль не выяснена), крестики или монеты. Сегодня чаще приносят кусок ткани или одежду, иногда вещь, которая касалась больного места.

«Местные жители нам рассказывали, что иногда оставляют ту вещь, которая при носке связана с больным местом: например, если болит голова, оставляют платок, если нога —чулок», — уточняет этнограф.

Сегодня чаще приносят кусок ткани или одежду, иногда вещь, которая касалась больного места. Фото: АиФ/ Марина Сизова

Традиция до сих пор жива: люди начинают с молитвы у креста, затем умываются или пьют воду, бросают монету и подвязывают ленточку или ткань на дерево, иногда устраивают поминальную трапезу неподалёку. Воду забирают домой — умываются при недугах, добавляют в питьё или хранят «на случай болезни».

«Возможно, секрет притягательности Таркöмыса именно в вере, которая не угасает веками», — полагает Геннадий Петров.

Место для поминовения "старых". Фото: АиФ/ Марина Сизова

Здесь, в Таркӧмысе, как и сотни лет назад, над овражком тихо шуршат ветви, а в прозрачной струе, будто в живом зеркале, на солнце вспыхивают медные и серебряные кругляшки. На ветках неторопливо колышутся выцветшие от времени ленты, хранящие тепло чужих рук. И кажется, что в этой тишине всё ещё можно услышать дыхание тех, кто приходил сюда задолго до нас, прислушивался к журчанию и верил: вода запомнит его просьбу.

СПРАВКА

Как добраться?

Таркöмыс в 2017 г. включён в туристический маршрут «Чудный край», разработанный Кочёвским районным музеем этнографии и быта.

Из Перми через Кудымкар и Кочёво до д. Кузьмино, затем поворот направо. Есть два пути: один – 2,5 км (опасно, уже подгнили ранее построенные тротуары), второй в обход – 4,5 км (доехать можно на внедорожниках). Дорога сложная — часть пути проходит через лес и болота.