Улыбка Марвана. Обгоревшему иностранному студенту в Перми нужна помощь

Художник из Ирака очень похож на Александра Сергеевича Пушкина © / Мария Чудинова / Из личного архива

Год назад студент института культуры, приехавший в Пермь из Ирака, получил ожоги четвёртой степени при очень странных обстоятельствах. Трагедия случилась во время туристического похода. Друзья Марвана считают, что парня подожгли.  Следствие было остановлено за отсутствием состава преступления. Сейчас Марван готовится к серии пластических операций в Москве. И мечтает стать известным русским живописцем. «АиФ-Прикамье» узнал, кто даёт силы жить и восстанавливаться практически заживо сгоревшему студенту.

   
   

Пушкин за партой

В Багдаде Марван был очень популярен. Проводил персональные выставки и даже выставлял свои картины в правительственных вернисажах. Но Марван грезил о России. Он мечтал стать настоящим русским живописцем. Русские мотивы то и дело мелькала на его полотнах: берёзы, тройка запряжённых лошадей и даже снежные поля. Россия казалась романтику Марвану страной исполнения желаний. Четыре года он копил деньги от продажи картин, хватался за любую подработку. И в 2017 году приехал в страну мечты, чтобы учиться академической живописи.

Картина "Наркоз №1" Художник: Марван Аладхм Фото: Из личного архива/ Марван Аладхм

Но для начала он должен был выучить русский язык, которого совсем не знал. Так он попал в группу освоения языка к преподавателю Пермского национального исследовательского университета Валерии Березиной. И сразу стал самым мучительным студентом среди одногруппников из Китая, Алжира, Вьетнама, Кот-д'Ивуара.

«Марван был одним из самых слабых студентов, потому что у него не было языка-посредника. Английского он не знал вовсе, и это было мучением. К тому же у парня не было вообще практики изучения индо-европейского языка. Соответственно все звуки ему приходилось ставить с самого начала», - вспоминает Валерия.

Лера Березина узнала о беде Марвана, когда была в декрете. Фото: Из личного архива/ Ксения Вахрина

А Марвану всё время нужно было помогать. Даже будить по утрам приходилось. Он же богема, художник, сразу попавший в компанию себе подобных. Ночные посиделки в общаге оканчивались, как правило, под утро. А утром Марвана будил звонок Леры: «У нас занятия!». С деньгами у художника тоже было плачевно. Средств едва хватало на сигареты, которые он курил беспрестанно. И часто сигареты заменяли обед. Чтобы студент не голодал, Лера находила ему подработку. Он рисовал картины для знакомых её семьи.

И чего с таким возиться? С того, что Марван был не таким, как все. Лера с улыбкой вспоминает, что при знакомстве с группой сразу глаз зацепился за парня, очень похожего на Пушкина. Он улыбался так светло и открыто, что хотелось зажмуриться в ответной улыбке. Незаметно Лера стала для иракского студента не просто наставником, а лучшим другом.

Марван 4 года копил деньги на учёбу в России. Фото: Из личного архива/ Мария Чудинова

Когда Марван сдал экзамен на знание русского языка, встал вопрос, где он будет обучаться живописи.

   
   

«Он спрашивал, что ему делать. Ведь вся его группа уехала поступать в московские вузы.  А Марван решил остаться в Перми», - вспоминает Лера.

Марван поступил в Пермский институт культуры на кафедру живописи, отучился курс, а во время летних каникул параллельно поступил в студию анимации.

На тот момент в жизни Леры тоже произошли перемены. Она вышла в декрет, родила ребёнка и наслаждалась первыми месяцами материнства. Отключила инстаграм и на время потеряла своего мучительного студента из вида.

«И однажды сестра мне говорит: «Ты знаешь, что с Марваном случилось? Он лежит в ожоговом центре», - вспоминает Валерия. Лера узнала, что Марван с приятелями-аниматорами пошёл в поход и 13 июля 2019 года  во сне получил ожоги 4 степени.

Чем больше девушка узнавала о беде Марвана, тем было очевидней, что история со «сгоранием», как это называет сам пострадавший художник, очень тёмная.

Живой факел

Там действительно случилось страшное. А как назвать ситуацию, когда абсолютно трезвый парень (первичный анализ крови, взятый медиками при оказании первой помощи, не выявил ни алкоголя, ни наркотиков в крови), заснувший далеко от костра, да ещё в мокрой одежде, вдруг за считанные секунды сгорает до пояса? Сгорает так, что когда его товарищи по вылазке на природу  пытаются расстегнуть ремень на штанах, то в руках остаётся только железная бляха. Сам ремень сгорел. Как и штаны. Ровной полосой. От пупка до пяток. Марван пылал так, что горели кости ног. Любой физик скажет, что без катализатора это невозможно. Но у следствия не нашлось доказательств состава преступления, и расследование заглохло. 

Когда Лера попыталась что-то узнать у людей, которые пригласили в тот роковой поход Марвана, в её адрес посыпались угрозы. Прямым текстом. Мол, ты там успокойся, у тебя ребёнок маленький. Если хочешь дальше жить спокойно – молчи. По словам девушки, нужно было выбирать, куда тратить силы и средства. Находить неизвестные в задаче о поджоге или сосредоточиться на том, чтобы помочь Марвану выкарабкиваться из того ада, в котором он находился.  Лера выбрала второе. Борьбу за жизнь.

По счастью, рядом оказались супер врачи. Марвану сначала профессионально оказали первую помощь в Березниках, потом оттуда санавиацией доставили в ожоговый центр 21-й больницы Перми. Четыре месяца реанимации. Бесконечное множество операций, несколько клинических смертей. Во время одной из операций сердце останавливалось семь раз. Но студент выжил. И в ноябре почти обездвиженный, опутанный трубками, торчащими из живота, возвратился в общежитие института культуры. Таким его и увидела Валерия.

Картина "Лодка спасения" Художник Марван Аладхм Фото: Из личного архива/ Марван Аладхм

«Он на тот момент был очень слаб, и самостоятельно не мог за собой ухаживать. Жил в комнате 2 на 2 метра, куда беспрестанно ломились друзья и знакомые. Они даже не снимали обуви при входе в комнату», - вспоминает встречу с Марваном Лера. Друзья ломились к человеку, перебинтованному, словно мумия. Наверное, чтобы поддержать. Не думая о том, что необходимо соблюдать санитарные условия при общении с больным, у которого практически не осталось кожи.

Разговоры с совестью

Методом «нескольких рукопожатий» девушка связалась с министром здравоохранения Пермского края и добилась, чтобы парня поместили в больницу. Правда, проживание и уход, даже самые простейшие манипуляции, были платными, ведь Марван иностранец и не имеет полиса ОМС. Средства собирали тоже методом рукопожатий. Большую часть денег Лере дал муж Сергей.

Сергей и Лера отложенные на отпуск деньги  потратили на оплату за учёбу Марвана. Фото: Из личного архива/ Ксения Вахрина

«Я сразу спросила – можем помочь? Серёжа ответил: «Я тебя поддержу, обязательно нужно что-то делать», - говорит Валерия.

А ещё помогали друзья и  подписчики соцсетей, куда Лера обратилась за помощью.

«В декабре мы договорились с реабилитационным центром. Три недели стоили 60 тысяч рублей. Марван лечился почти 9 недель», - рассказывает Валерия. Счёт за лечение вышел в сотни тысяч рублей. И снова помогали друзья, знакомые и незнакомые люди, которые читали посты Леры в соцсетях.

Марвану не на кого больше рассчитывать. У отца в семье маленькие дети. Он, конечно, приехал ухаживать за сыном, когда узнал о беде. Чтобы наскрести денег на визу и билеты, отцу пришлось продавать вещи из дома. Потом виза кончилась, а денег на её продление не было. Да и семью в Ираке надо было кормить. Отец вынужден был уехать. Благо, у Марвана появилась сиделка. Медсестра Люба из ожогового центра. Девушку потрясла история парня, и она уже год бесплатно ухаживает за Марваном. Опекает студента из Ирака ещё одна пермячка, Надежда Панова, руководитель студии мозаики. Она помогала Марвану с работой, и улыбчивый парень скоро стал другом не только для Надежды, но и для её мужа и детей.

Кожу для пересадки на ноги врачи брали с уцелевшей спины и рук Фото: Из личного архива/ Марван Аладхм

Вроде, остановись, отдышись, Валерия. Сегодня есть кому позаботиться о твоём студенте. Но Лера продолжает тащить Марвана на свет божий. Откуда силы у молодой мамы, которая даже в декрете продолжает работать?

«Разговариваю со своей совестью: что мне делать? Забыть, что есть такой Марван, ставший в России инвалидом? А не я ли ему говорила: «Россия любит тебя, Марван, оставайся». А теперь он забытый лежит где-то? Нет, я так не могу. У меня есть информационный ресурс - соцсети, есть  любимая семья, которая  меня поддерживает, есть неравнодушные друзья. И в данный момент я вижу, что если скооперироваться, то можно решить проблему. Тем более, что парень ни в чём не виноват», – говорит о своей позиции Валерия Березина. У неё вообще очень многое сошлось в этой истории. Она знает, что такое боль от ожогов. Когда ей исполнился год, она получила ожог кипящим молоком.  Леру тогда тоже лечили врачи ожогового отделения 21-й больницы Перми. На память о боли остался огромный келоидный рубец. Ещё она знает, что значит болеть на чужбине.

Марван Фото: Из личного архива/ Марван Аладхм

«Я с 2014-го по 2016-й работала в иностранном вузе в Китае. И там заболела, подхватила вирусную инфекцию. Так менеджер из университета мог приехать посреди ночи, бросив все дела, а мои студенты после пар бежали ко мне, чтобы покормить супчиком. Они меня окружили такой заботой, так поддерживали, что когда с Марваном случилась беда, я просто не могла бросить человека, у которого в России нет близких», - призналась Валерия.

Большие победы

Недавно на Леру вышли представители очень влиятельного человека. Его имени она не называет, так как он попросил о конфиденциальности. Он прочёл её пост о Марване и предложил оплатить операцию в институте им. Сеченова. Марвану необходим ряд операций по восстановлению сгоревших внутренних органов. Институт уже дал согласие на проведение операций, 25 августа художник едет в Москву на консультацию. Также Марвану нужна замена коленной чашечки. Пермским врачам чудом удалось сохранить ногу, хотя все показания были к ампутации. И Лера тысячу раз готова повторять врачам: «Спасибо».

«Все врачи ожогового центра, которые спасали Марвана – золотые люди. И к краевому правительству, и к минздраву никаких обид и вопросов. Когда мы их просили о помощи, помощь была оказана. Думаю, что как минимум половину расходов за лечение в ожоговом центре министерство взяло на себя. Деньги на лечение собирали и в институте культуры», - благодарит Лера всех, кто помогал Марвану выжить.

Марвану уже не больно брать в руки кисть и карандаши. Фото: Из личного архива/ Марван Аладхм

Но деньги нужны и сейчас. На расходные материалы для систем жизнеобеспечения, вживлённых Марвану, на лекарства, на бинты. Элементарно на жизнь и полноценное питание, так как он пока не может зарабатывать.

Марван обучается живописи платно. В этом году обучение стоит 234 тысячи рублей. Если не оплатить учёбу, то не продлят визу, разрешающую пребывание в России, и Марвана могут депортировать из страны. В Ираке о дальнейшем восстановлении и реабилитации придётся забыть. А ещё он просто физически не выдержит перелёта.

К счастью, лететь в Ирак не придётся. Друзья собрали студенту деньги на учёбу.  

Первое, чему научился Марван, когда пришёл в себя в больнице - улыбаться. Его тело до пояса - спёкшиеся до костей угли. От пояса до плеч тоже не осталось живого места после пересадки кожи на поражённые места. Но Марван улыбается. И уже рисует. Рисует боль и надежду. Своё «сожжение» и своё возвращение к жизни. Его новые картины похожи на потемневшие от времени иконы. Но в каждой новой картине Марвана всё больше светлых тонов. Потому что есть три русские женщины, которые всегда рядом. Есть далёкие и близкие друзья россияне, которые перечисляют деньги на лечение. Есть очень большие сдвиги в сторону улучшения самочувствия. За год Марван окреп, он занимается физкультурой, начал ходить. Ему уже не больно брать в руки кисть.

«Когда ты на руках держишь маленького, смотришь и думаешь, что он вырастет и скажет: «Мама, а ты что в этой истории  сделала? Как ты помогла?» Я нахожу ответы в победах, которые Марван уже одержал над болезнью, - говорит Валерия Березина. –  Сейчас задача - не дать Марвану остановиться, опустить руки. Поэтому, живём дальше».

Как помочь Марвану:

Связаться с Валерией Березиной можно по почте lera_berezina@mail.ru или в социальных сетях: