Больничные клоуны стали завсегдатаями Пермского детского онкологического центра. Они осторожно входят в сумрачный больничный мир и запускают в него флюиды оптимизма, озорства и бесшабашности, дарят маленьким пациентам драгоценные минуты беззаботного веселья и помогают отвлечься от грустных мыслей и неопределённости, которые неизменно являются спутниками болезни. Яркие эмоции от встречи с клоунами дают возможность юным пациентам создавать свой позитивный мир, в котором есть место радостным новостям и историям со шлейфом красочных воспоминаний.
Проект «Клоун рядом» благотворительного фонда «Берегиня» стал победителем в конкурсе Фонда Президентских грантов. И это позволило расширить сферы влияния доброй смехотерапии в детском онкоцентре и попробовать в работе новые форматы. Некоммерческая организация вместе с командой иллюстраторов, психологом, онкологом и экспертом больничной клоунады Константином Седовым взялись за разработку уникальной серии комиксов, главными героями которых выступят больничные клоуны. А затем в новом онкоцентре появится стилизованная под комикс навигация с уникальными табличками на кабинетах, картой-планом и QR-кодами со ссылками на видеогид от клоуна.
Смехотерапия в действии
Эти удивительные персонажи с круглым поролоновым носом появились в благотворительном фонде Перми «Берегиня» в 2019 году.
Руководитель программы «Знайбус» фонда «Берегиня» Светлана Бочкарёва рассказывает, что тогда впервые была набрана команда, в Пермь пригласили эксперта в области больничной клоунады из Москвы Константина Седова и обучили волонтёров мастерству уникальной смехотерапии, которая помогает реабилитации детей, проходящих через тяжелейшее лечение, методами игротерапии и арт-терапии. С тех пор они каждую неделю навещают пациентов детского онкодиспансера, а дети ждут встречи с любимыми клоунами и строят планы на жизнь, чтобы было что рассказать веселыми друзьям.
Миссия эта, конечно, нелёгкая. Константин Седов предупреждает, что для успеха в этом деле нужно обладать особыми качествами, среди которых – высокая обучаемость, развитые фантазия и воображение, гибкость и умение работать с разными партнёрами. А ещё – осознанность, стрессоустойчивость, креативное мышление, эмоциональный и телесный интеллект и личностная зрелость.
«Общаясь с пациентами детского онкодиспансера волонтёры переживают калейдоскоп эмоций – от тревоги ожидания до кайфа общения и смеха в палате, от робкого: «можно войти?», до громкого «А можно уже уйти!! Я в туалет хочу!». Это реально большая палитра: от нежного серо-розового до яркого индиго и оливы с желтыми и белыми кляксами», - рассказывает Константин Седов.
Сам он выработал в работе свои правила, которым старается следовать. Например – не идти по тем же рельсам: всегда понимать что ребёнок, даже один и тот же, может быть в разном состоянии , что приходишь в его временный дом , который он сам не выбирал, и что не нужно зазнаваться перед ребёнком и жалеть его, нужно найти контакт с каждым в то время и в том месте, где вы встретитесь. Для Константина это партнёрская, творческая, почти тьюторская, но все-таки весёлая клоунская работа.
Радость любом формате
Светлана Бочкарёва рассказывает, как родилась идея проекта «Клоун рядом».
«Больничные клоуны – живые люди, и так получается, что в отделении они могут быть 2 раза в неделю, а ведь всё остальное время ребята тоже нуждаются в поддержке. В конце прошлого года мы с Костей Седовым обсуждали планы на 2024 год – повышение квалификации для команды, супервизии, и в том числе коснулись вопроса о том, что хотелось бы видеть клоунов в отделении чаще. Тогда он рассказал о своей идее – чтобы в каждой палате стояло специальное клоунское радио, и любой ребёнок мог поговорить с клоуном тогда, когда захочет. Эта идея была чем-то из разряда фантастики, но решала проблему постоянного присутствия клоунов в отделении. Именно из неё в дальнейшем придумались цифровые больничные клоуны, комиксы, телеграмм-бот, с которым можно поговорить. Так из абсолютно фантастической на первый взгляд идеи появился проект «Клоун рядом», который впоследствии поддержал Фонд Президентских грантов.
Творческая группа проекта уверена – формат комиксов отлично впишется в жизнь детей, поможет им освоиться в новом для них пространстве и получить ответы на часто возникающие вопросы, которые иногда задавать страшно, иногда стеснительно, иногда непонятно – кому?
Знакомьтесь – Котя, Муля, Жмотя и Нафаня
Герои комиксов командой уже продуманы и согласованы – это Котя, Муля, Жмотя и Нафаня. Почему именно эти герои, спросите вы.
В творческой команде создателей при выборе отталкивались от законов клоунады, по которым клоуны обычно работают в парах. В парах всегда есть рыжий, который являет собой саму харизму, юмор и плутовство, и белый – клоун-авторитет.
«Каждый персонаж имеет реальный прототип, мы собрали в героях лучшие черты успешных больничных клоунов, дополнив образы выдуманными историями. Например, Котя — это Костя Седов, соавтор проекта, первый в России больничный клоун. По сюжету Котя — высокий харизматичный парень, свой в доску, любит похулиганить и частенько подтрунивает над своей напарницей Мулей, его архетип — искатель, творец, и это правда. А вот Костину любовь к путешествиям, большой жизненный опыт и жизненную философию мы приукрасили в понятную для детей историю. Котя - моряк, который много, где побывал, может поддержать любую беседу, и воспринимает больницу как метафору большого корабля, где в каютах-палатах путешествуют маленькие пассажиры и их родители. Муля — это российская актриса, которая работала вместе с Костей в Российской детской клинической больнице имени Пирогова», – говорит Светлана Бочкарёва.
При создании образов героев комиксов команда консультировалась с детским онкопсихологом. В результате каждый из них – уникальная личность, они сильно отличаются друг от друга характерами, внешностью, манерой общения, у них разные архетипы. Это нужно для того, чтобы найти ключик к каждому ребёнку, заинтересовать и поддержать его во время длительного лечения.
Проект ещё на стадии разработки и команда привлекает к его созданию детей-пациентов клиники, показывает им, какие получились персонажи, советуется, каким должен быть план «идеального отделения» больницы, мониторит самые популярные темы и вопросы, на которые дети хотели бы получить ответы.
Пациенты онкодиспансера – сложная аудитория. Общения с детьми может быть самым разным, непредсказуемым.
«У нас в отделении была девочка-подросток, которая совершенно не шла на контакт ни с волонтёрами, ни с клоунами. Однажды клоуны зашли к ней в палату, увидели, что она с блокнотом, и как-то так мимоходом попросили написать им письмо. Девочка не отреагировала, но в конце, когда клоуны собирались уходить, поймала их и вручила рисунок – портрет клоунов! И потом уже, после этого рисунка, очень с ними подружилась. Смех – серьёзный противник заболеванию», – поделилась Светлана Бочкарёва.
Но насколько готовы пациенты онкоцентра воспринимать весёлые истории и самих смешных персонажей?
«Уникальность больничного клоуна заключается в том, что ему всё можно. Он ведь клоун – ему можно смеяться над другими и над собой, можно плакать, можно бояться уколов и оживлять тапки. И на самом деле за этим образом скрыта большая сила. Потому что если можно ему, то можно и пациентам. Больничные клоуны в первую очередь эмпаты, и далеко не в каждой палате они смеются. Они разряжают обстановку, это да, но ведь сделать это можно разными способами. Иногда, например, клоунов не пускают в палату, подростки могут и нахамить, или отказать общении - и это может быть очень терапевтично, с кем ещё в больнице можно себя так повести? Или я знаю истории, когда один клоун работал с ребёнком, а второй в это время обнимал маму и давал ей возможность выплакать всё что накопилось. Хотя смеха, конечно, больше, чаще всего клоун уходит из палаты, добившись хотя бы улыбки ребёнка и мамы», – рассказывает Светлана Бочкарёва.
Возникает, конечно, и эмоциональная усталость. Но и с ней волонтёров учат бороться. Константин Седов советует научиться переключаться, не нести это с собой дальше.
«Нужно уметь заряжаться – баня, солнце, друзья, спорт, сон, хорошее кино и театр, книги — каждому свое», – говорит он.
Кстати, сам Костя несмотря на долгий путь в больничной клоунаде совсем не изменился внутренне. Его характер остался таким же, как и прежде.
«Я всегда был клоуном в душе, просто эта работа позволила моей душе раскрыться во всей красе», – говорит Константин.
Участники творческой команды уверены – создание комиксов для детей – это не идея замены живых клоунов. Это усиление эффекта от их присутствия.
«Да, мы с помощью комикса и персонажей говорим на серьезные темы по-детски, с добрым юмором и шутками, но мы же не стендап комики, наша цель не рассмешить, а дать понять, что даже в сложных обстоятельствах можно сохранять позитивный настрой», – говорит Светлана Бочкарёва.
На сегодняшний день сюжеты будущих комиксов уже известны. Творческая группа перед началом реализации проекта провела анкетирование детей-пациентов пермского детского онкоцентра и выбрала 25 самых популярных вопросов, которые волнуют во время лечения 80% детей. Например – «Меня вроде лечат, а чувствую я себя всё равно плохо – тошнота и слабость. Почему?», «Почему не пускают гулять?», «Мама всё время грустная, это из-за меня?». — вот некоторые из них. Они и лягут в основу первых сюжетов комикса.
С выходом комиксов история не закончится. Рисованные истории «проявятся» в пространстве нового онкоцентра в Перми появлением стилизованных табличек на кабинетах и карты плана больницы, в виде стрелок на полу, QR-кодов со ссылками на аудиогид от клоуна.
Так юные пациенты смогут в игровой форме постепенно изучать пространство больницы и находить ответы на свои вопросы о новом мире, в котором оказались.