Воспитывая себя и родителей. Школьники из Перми презентовали экоспектакль

Татьяна Титова / АиФ

Обычно взрослые рассказывают детям «что такое хорошо, а что такое плохо». Но иногда случается наоборот: ребята сами начинают учить сверстников и родителей. Ученики школы №76 пытаются донести «зелёные» идеи через спектакль «Экопутешествие Капризки по Перми». Их начинание поддержало предприятие «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез». Какие проблемы тревожат юных актёров экоспектакля? Как участие в экопроекте помогло принести полезные привычки в свои дома?

   
   

Для самых маленьких

В 2022 году «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» уже в 16 раз провёл конкурс школьных экологических проектов «Пермь – мастерская будущего». В числе победителей – спектакль школы №76 «Экопутешествие Капризки по Перми». Недавно постановка встретила своих первых зрителей. Ими стали дети из детских садов и начальных классов.

«Я считаю, что экологическое воспитание должно начинаться с самого раннего возраста. Поэтому мы выступаем для ребят из садика и младших классов (в том числе для пятиклассников). Уверена, что ребята, которые участвуют в спектакле и те, кто их слушает, точно не выйдут из зала равнодушными», – рассказала автор идеи «Экопутешествие Капризки по Перми», учитель начальных классов школы №76 Ирина Мохначева.

Фото: АиФ/ Татьяна Титова

С первых минут спектакль заявляет о своей экологичности – при входе вместо билетов зрители сдают пластиковые крышки (позже их отправят на утилизацию).

Сюжет разворачивается вокруг знакомых книжных и мультипликационных героев. В качестве главного злодея перед зрителями предстаёт Капризка. Он, во главе с командой ничевоков, иллюстрирует то, с какой лёгкостью человек может загрязнять планету. Остановить его спешит Лёлишна. Вместе с фиксиками она объясняет Капризке и юным зрителям, как мелкие пакости могут перерасти в крупные экологические проблемы. В общем, традиционно в основе – противостояние добра и зла.

Фото: АиФ/ Татьяна Титова

И знания, и практика

Известных персонажей играют школьники разных возрастов (ребятам от 7 до 15 лет), многие из них впервые попробовали себя в роли актёров. Всего выйти в образах на сцену им предстоит 15 раз (именно столько показов запланировано по проекту). За это время спектакль посетит больше тысячи зрителей.

«Мы включили в спектакль различные интерактивные элементы (игры и флешмоб), чтобы дети не просто посмотрели, но и поучаствовали в нём, тем самым вовлеклись в решение проблемы, вокруг которой построен сюжет», – комментирует художественный руководитель проекта, учитель русского языка и литературы школы №76 Олеся Касьянова.

   
   

В театральной форме авторы идеи хотят донести необходимость разумного потребления вещей, дать практические навыки по раздельному сбору отходов, а чтобы закрепить экологические знания, после показа вручают группам детей тематическую настольную игру, сделанную специально для проекта.

Фото: АиФ/ Татьяна Титова

Не пропустили спектакль и сотрудники предприятия, благодаря которому удалось воплотить его в жизнь.

«Школьники надеются, что участие в спектакле позволит им хоть чуть-чуть помочь экологии – заразить окружающих «зелёными» идеями. Они верят в успех, потому что считают, что «это не навязанный скучный разговор», а действительно интересный и действенный формат», – рассказала помощник генерального директора по связям с общественностью «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» Вера Мартынюк.

Фото: АиФ/ Татьяна Титова

На пути к чистому городу

Роль Капризки, который любит мусорить и разбрасывает фантики без угрызения совести, досталась ученику 5 класса Арсению Волегов. Мальчик рассказал, что в спектакле играет отрицательного персонажа, но в реальной жизни старается на него не походить.

Тем не менее, начинающие актёры признались, что все из них хоть раз, да выкидывали мусор в неположенном месте. Но благодаря участию в экопроектах они поняли, что тем самым вредят природе, а этого они очень не хотят. Теперь ребята стараются донести эту мысль до сверстников, которые пока не совсем понимают, что такое экология и зачем её нужно беречь.

Фото: АиФ/ Татьяна Титова

«Я бы не хотел, чтобы наш город был грязным. Например, на территории школы чисто, но стоит выйти за забор, то можно увидеть на дороге мусор. Мне это не нравится. Как-то раз моя подруга выкинула фантик, но я ей напомнил, что ещё в садике нам рассказывали, что этого делать нельзя. А она мне ответила, что мы не в садике. Представляете? Она думала, что это правило работает только в садике или в школе. Но я ей объяснил, что чистоту надо соблюдать везде», – поделился историей первоклассник, сыгравший роль фиксика, Арсений Коренев.

Меняться вместе

Распространить «зелёные» идеи школьники хотят не только среди сверстников, но среди взрослых. Но иногда «достучаться» даже до родителей бывает непросто, признались они.

«Дети, которые участвуют в экопроектах, безусловно начинают экологически воспитывать взрослых. Родители так и говорят «мы воспитываемся». Они начинают разделять мусор, стараются не покупать лишнее и смотрят, чтобы упаковка продуктов была экологичной. Так что мы с детьми меняемся вместе», – рассказала Ирина Мохначева.