Замороженное движение. Почему город в Пермском крае остался без автобусов

Дмитрий Овчинников / АиФ

Первый рабочий день нового года жителей Кизела и окрестных посёлков ждал неприятный сюрприз. 9 января в мороз (ночью в Прикамье температура упала ниже минус 40 градусов) они не могли уехать ни на работу, ни на учёбу, ни по делам – автобусов на остановках они так и не дождались.

   
   

«Центральный Коспаш. Вышел утром, постоял час на остановке, вернулся домой. Бодрит с утра в -42», – написал местный житель в социальной сети.

Быстро выяснилось, что автобусы не замёрзли в мороз, причина отсутствия общественного транспорта в городе кроется совсем в другом: закончился контракт с перевозчиком. Почему город неожиданно лишился автобусного сообщения? Как обстоят дела в Кизеле сейчас? Подробности – в материале perm.aif.ru.

«Нам понравилось мёрзнуть»!

Возмущению жителей не было предела.

«Спасибо большое за автобусы, нам так понравилось сегодня мёрзнуть!», – иронизировали они в социальной сети.

В комментариях кизеловцы рассказывали, что долго ждали автобусы, замёрзли и вынуждены были вернуться домой, некоторым пришлось платить втридорога и ехать на такси, хотя и это было непросто. 

«Слов нет с этими автобусами, ну неужели заранее нельзя было обдумать вопрос, почему мы сейчас должны страдать? Я вчера не могла вызвать ни одно такси т.к. все расписано по времени. Нужно было в больницу, пошла пешком, я так замёрзла, аж до слез..., – написала местная жительница. – Шла по краю дороги в надежде, что хоть кто-то из водителей остановится, в итоге на полпути мне повезло, меня довезли до больницы и даже за проезд не взяли».

   
   

Скандал вышел далеко за пределы Кизела. Лидер фракции ЛДПР в Законодательном Собрании Пермского края Олег Постников на своей странице в социальной сети рассказал, что попросил одноклассников, друзей, однопартийцев объединиться и помочь жителям Кизела, которые остались без автобусного сообщения. Бесплатное социальное такси работало 9 января. Сообщалось, что преимущество отдали пассажирам с детьми и пенсионерам.

Контракт окончен

Отсутствие в городе автобусов прокомментировал глава Кизела Андрей Родыгин. По его словам, первый рабочий день начался с совещания именно по поводу ситуации с общественным транспортом.

Градоначальник пояснил, что в прошлом году перевозками занималась компания «Ю Транс Строй». Срок действия контракта с этой организацией истёк 8 января 2023 года. В декабре 2022 года администрация объявила конкурс на организацию пассажирских перевозок, но на него пока так никто и не заявился, а времени осталось мало – заявки принимаются до 12 января. Почему же перевозчики не горят желанием работать на маршрутах Кизела? У главы есть объяснение.

«Со слов перевозчиков, основной причиной отказа от осуществления пассажирских перевозок стало снижение пассажиропотока, в связи с перехватом пассажиров перевозчиками «бомбилами». Это сделало работу нерентабельной, – пояснил Андрей Родыгин. – Обращаюсь к таксистам и лицам, занимающимся частным извозом с просьбой не спекулировать на ситуации и не завышать цены при осуществлении перевозки пассажиров».

Очередь не стоит

Судя по всему, очередь из желающих перевозить пассажиров в Кизеле не стоит не только по причине снижения пассажиропотока. Глава «Ю Транс Строй» Юрий Кравчук рассказал 59.RU, что работа по прежнему контракту была убыточной. Он готов в любое время возобновить работу, если получится эту проблему решить.

Один из вариантов, по его словам, – разделение контрактов на городские и пригородные маршруты. Тогда на направлениях внутри города он будет готов работать без дотаций. Убытки, по словам Кравчука, приносят именно пригородные маршруты – вот там действительно снижается пассажиропоток. В целом, чистый убыток компании в прошлом году составил примерно 2,48 миллиона рублей. При этом дотаций на работу общественного транспорта на 2023 год в бюджете не предусмотрено. Деньги компания получает от оплаты проезда. Стоимость билета в городе – 30 рублей.

«Я готов работать, но у меня люди, которым надо платить зарплату, - сказал Юрий Кравчук. - С первого числа у нас поднялся МРОТ, а значит, и зарплата. При новой минималке я не то что в минус, в очень жирный минус буду работать».

До конца февраля

10 января к решению транспортной проблемы Кизела подключился губернатор региона, проверку начала прокуратура. Дмитрий Махонин поручил и.о. руководителя администрации губернатора Александру Смертину проверить действия главы Кизела Андрея Родыгина из-за проблем с автобусным сообщением.

Проверку провела и прокуратура Кизела.

«В ходе надзорных мероприятий выявлено бездействие органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения в части создания условий для предоставления транспортных услуг населению», – написали в прокуратуре. В результате прокурор внёс представление Андрею Родыгину.

Убедить перевозчика поработать ещё немного всё же удалось. 11 января автобусы в городе поехали по своим маршрутам. По сообщению издания «Коммерсант-Прикамье», перевозчик продолжит работу до конца февраля. Что будет дальше? Пока вопрос остаётся открытым.