Первый рабочий день нового года жителей Кизела и окрестных посёлков ждал неприятный сюрприз. 9 января в мороз (ночью в Прикамье температура упала ниже минус 40 градусов) они не могли уехать ни на работу, ни на учёбу, ни по делам – автобусов на остановках они так и не дождались.
«Центральный Коспаш. Вышел утром, постоял час на остановке, вернулся домой. Бодрит с утра в -42», – написал местный житель в социальной сети.
Быстро выяснилось, что автобусы не замёрзли в мороз, причина отсутствия общественного транспорта в городе кроется совсем в другом: закончился контракт с перевозчиком. Почему город неожиданно лишился автобусного сообщения? Как обстоят дела в Кизеле сейчас? Подробности – в материале perm.aif.ru.
«Нам понравилось мёрзнуть»!
Возмущению жителей не было предела.
«Спасибо большое за автобусы, нам так понравилось сегодня мёрзнуть!», – иронизировали они в социальной сети.
В комментариях кизеловцы рассказывали, что долго ждали автобусы, замёрзли и вынуждены были вернуться домой, некоторым пришлось платить втридорога и ехать на такси, хотя и это было непросто.
«Слов нет с этими автобусами, ну неужели заранее нельзя было обдумать вопрос, почему мы сейчас должны страдать? Я вчера не могла вызвать ни одно такси т.к. все расписано по времени. Нужно было в больницу, пошла пешком, я так замёрзла, аж до слез..., – написала местная жительница. – Шла по краю дороги в надежде, что хоть кто-то из водителей остановится, в итоге на полпути мне повезло, меня довезли до больницы и даже за проезд не взяли».
Скандал вышел далеко за пределы Кизела. Лидер фракции ЛДПР в Законодательном Собрании Пермского края Олег Постников на своей странице в социальной сети рассказал, что попросил одноклассников, друзей, однопартийцев объединиться и помочь жителям Кизела, которые остались без автобусного сообщения. Бесплатное социальное такси работало 9 января. Сообщалось, что преимущество отдали пассажирам с детьми и пенсионерам.
Контракт окончен
Отсутствие в городе автобусов прокомментировал глава Кизела Андрей Родыгин. По его словам, первый рабочий день начался с совещания именно по поводу ситуации с общественным транспортом.
«Со слов перевозчиков, основной причиной отказа от осуществления пассажирских перевозок стало снижение пассажиропотока, в связи с перехватом пассажиров перевозчиками «бомбилами». Это сделало работу нерентабельной, – пояснил Андрей Родыгин. – Обращаюсь к таксистам и лицам, занимающимся частным извозом с просьбой не спекулировать на ситуации и не завышать цены при осуществлении перевозки пассажиров».
Очередь не стоит
Судя по всему, очередь из желающих перевозить пассажиров в Кизеле не стоит не только по причине снижения пассажиропотока. Глава «Ю Транс Строй» Юрий Кравчук рассказал 59.RU, что работа по прежнему контракту была убыточной. Он готов в любое время возобновить работу, если получится эту проблему решить.
Один из вариантов, по его словам, – разделение контрактов на городские и пригородные маршруты. Тогда на направлениях внутри города он будет готов работать без дотаций. Убытки, по словам Кравчука, приносят именно пригородные маршруты – вот там действительно снижается пассажиропоток. В целом, чистый убыток компании в прошлом году составил примерно 2,48 миллиона рублей. При этом дотаций на работу общественного транспорта на 2023 год в бюджете не предусмотрено. Деньги компания получает от оплаты проезда. Стоимость билета в городе – 30 рублей.
«Я готов работать, но у меня люди, которым надо платить зарплату, - сказал Юрий Кравчук. - С первого числа у нас поднялся МРОТ, а значит, и зарплата. При новой минималке я не то что в минус, в очень жирный минус буду работать».
До конца февраля
10 января к решению транспортной проблемы Кизела подключился губернатор региона, проверку начала прокуратура. Дмитрий Махонин поручил и.о. руководителя администрации губернатора Александру Смертину проверить действия главы Кизела Андрея Родыгина из-за проблем с автобусным сообщением.
Проверку провела и прокуратура Кизела.
«В ходе надзорных мероприятий выявлено бездействие органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения в части создания условий для предоставления транспортных услуг населению», – написали в прокуратуре. В результате прокурор внёс представление Андрею Родыгину.
Убедить перевозчика поработать ещё немного всё же удалось. 11 января автобусы в городе поехали по своим маршрутам. По сообщению издания «Коммерсант-Прикамье», перевозчик продолжит работу до конца февраля. Что будет дальше? Пока вопрос остаётся открытым.