Жену и убеждения не меняю. Пермяк рассказал, как семья помогла победить рак

Андрей Чемус / Из личного архивa

«Про всех, кто столкнулся с онкологическим заболеванием и одержал в этой борьбе победу, можно смело писать «Повесть о настоящем человеке», - уверен 66-летний Андрей Чемус.

   
   

Его «повесть» началась четыре года назад. Рак, обнаруженный на третьей стадии. Тяжёлая четырёхчасовая операция. Первые шаги, которые он, как раненый боец, делал поддерживаемый по бокам женой и сыном. Но оказалось, что главные трудности ещё впереди.

«Если бы не семья, не помощь коллег и друзей, не мой оптимизм, мы с вами вряд ли сейчас разговаривали бы», - заключает Андрей Андреевич

Любимая математика

Оптимизм и целеустремлённость он унаследовал от родителей. Отец, станочник-полировщик, за свой труд был награждён орденом Ленина. Мама – старший кассир в Госбанке. Жили, как многие тогда, очень скромно. К тому же, хотя и в центре Перми, в деревянном доме без удобств: за водой – на колонку, отопление - печное. В благоустроенную квартиру переехали, когда Андрей был уже второкурсником ПГУ.

«После школы я не раздумывал, где учиться дальше, - рассказывает он. - Только мехмат. Выбрал специальность «прикладная математика». Она появилась за два года до этого, и проходной балл там был 24 из 25 возможных».

Последнее его не пугало: в аттестате одни пятёрки, а математика вообще любимый предмет. С четвёртого класса занимался в кружке «Математическая шкатулка» при пединституте. В старших классах – в школе юных математиков при ПГУ. Участвовал и побеждал в олимпиадах.

«Наша школа № 11, которая теперь известна как Дягилевская гимназия, в то время носила имя Горького и имела политехнический уклон. Поэтому у нас больше, чем в других школах, было уроков труда. Девочки учились шить и готовить. Мы осваивали столярку и слесарку, автодело, азы электричества. А потом шли к девчонкам и съедали все их вкусности, - смеётся Андрей Андреевич. – При этом в 11-й школе работали очень сильные учителя математики. Неслучайно многие наши выпускники выбирали профессию, связанную с ней. Например, на класс старше меня учился Сергей Русаков, который сегодня заведует кафедрой прикладной математики и информатики ПГНИУ».

   
   
На 80-летии родного предприятия, 2019 год. Фото: Из личного архивa/ Андрей Чемус

Андрей Чемус всю жизнь проработал в конструкторском бюро «ОДК-Авиадвигатель». Распределился туда после университета в 1978 году (тогда это было закрытое предприятие п/я Р-6837) и сорок с лишним лет трудился в отделе электронно-вычислительной техники. Начинал математиком 3 категории, а последние десять лет был начальником отдела. С улыбкой вспоминает, как изменилась за прошедшие десятилетия и сама техника:

«Первая ЭВМ, на которой я работал, имела оперативную память всего 128 килобайт. А занимала эта память три больших шкафа! Но именно в нашем отделе, созданном в 1961 году по указанию Соловьёва (Павел Соловьёв, генеральный конструктор предприятия. – Ред.), впервые в Перми начали применять электронно-вычислительные машины. Раньше политеха и университета. И до сих пор в этом плане мы на передовых позициях».

Жена забила в колокола

В университете Андрей встретил и будущую жену: с Людмилой они учились в одной группе. Свадьбу сыграли ещё в студенчестве. А вскоре после защиты диплома родился их первенец Миша.

Фото: Из личного архивa/ Андрей Чемус

Пройдёт время, и Михаил тоже станет математиком. Выпускница мехмата и его супруга. Более того, их сын Саша учится в колледже при мехмате ПГНИУ. Математическую династию нарушил только младший сын Андрея Андреевича и Людмилы Алексеевны Андрей, ставший геологом. Зато он продолжил другую семейную традицию – называть своих сыновей Андреями. 31 декабря 2018 году в большом и дружном семействе появился третий Андрей Андреевич.

Три Андрея Андреевича Чемус. А всего у супругов сегодня четверо внуков. Фото: Из личного архивa/ Андрей Чемус

«Это была безумная ночь, - вздыхает Чемус-старший. – За окном салюты. Сноха рожает. Сын разрывается между ней и мною. Накануне Нового года я совсем сломался: не мог не то что ходить - стоять самостоятельно. А ведь казалось, что самое страшное позади: злокачественную опухоль удалили четыре месяца назад».

Тогда, в августе-сентябре, тоже было тяжело. Очень. Из-за сильного кровотечения, начавшегося в ходе высокотехнологичной операции, медикам пришлось срочно менять тактику: переходить от лазера к скальпелю. Сутки после операции он был без сознания. А ещё через день оперировавший врач, светило пермской хирургии Дмитрий Зитта, уже начал возвращать Чемуса к жизни:

- Надо вставать!

- Как?! Живот разрезан, куча трубок.

- А вы их бинтом на шею – и потихоньку. Надо!

Шаг за шагом, через боль, с помощью близких. Жена, взяв в коридоре стулья, провела на них в его палате 12 ночей. Дети варили и приносили бульоны. И когда он вернулся домой, то верил: перевязки, потом «химия» и облучение, чтобы исключить метастазы, - и он вновь выйдет на работу. Не получилось. Начавшееся восстановление сменилось после лучевой и химиотерапии резким ухудшением. И утром 1 января сыновья на инвалидной коляске привезли его в онкоцентр.

Это сейчас Андрей Андреевич позволяет себе шутить, что провёл там под пальмой все новогодние каникулы. А в те дни всё было реально на грани. Мест нет – только в коридоре, под пальмой, на диванчике. Врачи – только дежурные. Но, как всегда, рядом его вторая половинка, надёжность которой он оценил ещё в юности.

«Люда поняла, что без кардинального лечения меня потеряет. И забила во все колокола, начала звонить друзьям и знакомым. Удалось выйти даже на губернатора, - рассказывает он. – В итоге через девять дней я попал в паллиативное отделение. Между собой больные называют его «в последний путь». Но если серьёзно: только там были нужные мне лекарства».

Ставьте цель!

Домой он вернулся, имея минус 27 кг по сравнению с весом до болезни. Распухшие ноги. Слезающие ногти и кожа. Невозможность есть обычную пищу. Вспоминает тот период так:

«Серьёзная болезнь меняет абсолютно всё: характер, привычки, мироощущение. Главное – это дело переломить. Ставить перед собой новые цели и поэтапно их достигать».

Через полтора месяца он впервые поднялся с кровати. Потом впервые дошёл до кухни. Впервые вышел на лоджию. А перед днём рождения жены, в начале апреля, рискнул выползти на улицу, чтобы сделать ей подарок.

Сегодня Андрей Чемус ежедневно проходит от 10 до 20 тысяч шагов. Зимой вместе с супругой они совершают лыжные прогулки. И по-прежнему встречаются с друзьями-однокурсниками. Эта дружба четырёх пар, продолжающаяся со студенческих времён, вызывает восхищение. На сплавы, как в молодости, они уже не ходят. Но ещё пять-шесть лет назад выбирались компанией и на Усьвинские Столбы, и в Каменный город, и в «Пермь-36». А уж совместные праздники, дни рождения на дачах – это само собой.

Фото: Из личного архивa/ Андрей Чемус

Вот такая она, формула жизни Чемуса: неизменные друзья, одна жена, единственное место работы. «Жену и убеждения не менял!» - отчитался он в свойственной ему манере на одной из встреч однокурсников. И как не сказать тут, что в сентябре Людмила Алексеевна и Андрей Андреевич отметили 45-летие своего союза - сапфировую свадьбу.

В конструкторском бюро он не работает официально более трёх лет. Но ежедневно на связи с родным предприятием, в курсе всех новостей:

«У меня есть доступ по компьютерной сети. Вижу всё, что там происходит. Нет дня, чтобы не поговорил с кем-то по телефону. Нахожу полезную информацию по IT – сразу отправляю коллегам по работе. Я же сейчас человек свободный, у меня больше времени следить за новинками».

Выступление с докладом на конференции в Гонконге по приглашению Лаборатории Касперского. 2012 год. Фото: Из личного архивa/ Андрей Чемус

Как почётный член Клуба IT-директоров Пермского края, он был модератором деловой части нынешней конференции «Камские огни». Принимал активное участие в работе XI Всероссийского конгресса «Информационные технологии в оборонно-промышленном комплексе», проходившего недавно в Перми.

«Мне всё это интересно, - признаётся он. - Помогает, несмотря на возраст и проблемы со здоровьем, быть в тонусе».

И добавить к этим словам нечего.