Живут в страхе. Почему свидетели травли в школе страдают не меньше жертвы

Пермякам рассказали, как бороться с буллингом. © / Татьяна Титова / АиФ

Пермь посетила команда федерального проекта «Папы против травли». Пермяки узнали, что делать, чтобы не допустить буллинга в классе и как помочь ребёнку, если он уже столкнулся с издевательствами.

   
   

Что такое буллинг? Чем он отличается от конфликта? Как страдают дети, которые становятся свидетелями травли в классе? Ответы на эти и другие вопросы – в материале perm.aif.ru.

Травля не равно конфликт

Травлю, запугивание или издевательство одних людей над другими называют буллингом. Он может проявляться по-разному: от злых шуток до избиений. Но стоит отличать это явление от обычного конфликта.

«Главное отличие – это неравенство сил: если в конфликте силы сторон плюс-минус равны, то в случае травли жертва всегда слабее агрессора. Кроме того, конфликт – это короткий эпизод (поссорились-помирились), а травля – это длительная история, которая воспроизводится неделями, месяцами и годами (изо дня в день). Также конфликт обычно происходит между двумя людьми, а травля – это болезнь целого коллектива», – объясняет эксперт проекта «Папы против травли», директор и создатель концепции Центра толерантности, кандидат психологических наук Анна Макарчук.
Травля – это болезнь всего коллектива.

Например, если два ребёнка делят игрушку, то это конфликт. Это эпизодическая ситуация, где силы равны, а результат непредсказуем (ведь нельзя сразу сказать, кто в итоге получит игрушку).

Если же группа школьников нападает на одного, то речь идёт о травле, так как силы участников не равны, жертва всегда проиграет, а ситуация с большой вероятностью повториться вновь и вновь.

Маркеры буллинга в классе. Фото: АиФ/ Татьяна Титова

Жертва и агрессор – оба пострадавшие

Чтобы разрешить конфликт часто достаточным оказывается воздействие на личностей, которые непосредственно в нём участвуют. Травлю же таким образом не остановить, надо работать не с конкретными людьми, а со всем коллективом.

   
   

«Жертва и агрессор – это всего лишь два пострадавших, выполняющих свои роли в месте, где сложилась такая система норм и ценностей, в которых такое поведение оказалось допустимым. Класс, в котором установлены гуманистические ценности, никогда не столкнётся с буллингом», – рассказывает Анна Макарчук.

Класс, где есть гуманистические ценности, никогда не столкнётся с буллингом.

К безопасному классу (коллективу) ведут ценности, связанные с гармоничными взаимоотношениями между людьми – принятие, уважение, духовность, толерантность. В сторону травли ведут ценности, связанные с конкуренцией, лидерством и властью. Например, благосостояние, статус и популярность.

Ценности формируются в течение всей жизни. Влияет на них буквально всё (окружение, жизненные ситуации, книги), но колоссальный базис всё равно формируется в семье, перебить его чем-то сложно. Поэтому участники встречи «Папы против травли» советуют всем родителям задуматься, какие ценности они прививают детям.

Пермяк Сергей Сливко на встрече «Папы против травли». Фото: АиФ/ Татьяна Титова

«У семьи агрессора должно быть понимание, что проблема не в ребёнке. Ребёнок – это зеркало, которое отображает проблемы семьи. И если они свои проблемы решать не будут, то ребёнок сам по себе не поменяется. Если дома всем своим поведением родители будут показывать, что агрессия – это норма. Если папа в случае спорной ситуации на дороге проявляет агрессию, а потом садится и говорит сыну так не делать, то не поможет ему ни смена локации, ни новые друзья, ни наказания, никакие «пряники»», – делится мыслями пермяк, отец двоих детей, участник встречи «Папы против травли» Сергей Сливко.

Травля задевает каждого свидетеля

Многие родители стараются не лезть в ситуацию, если травят не его ребёнка. Но психологи напоминают: в классе, где есть буллинг, плохо всем. Ситуация травмирует даже тех, кто просто за ней наблюдает.

«Какую бы роль ни занимал ребёнок в коллективе, он будет всегда видеть и чувствовать травлю, потому что она рядом. И даже если она не касается напрямую ребёнка, он находится в страхе и постоянной тревоге от самой ситуации. Ведь в любой момент он сам может оказаться в эпицентре, – объясняет юрист-психолог, руководитель общественной организации «ПравДа вместе» Ирина Чернова.
В классе, где существует буллинг, плохо всем, а не только жертве.

По словам специалиста, дети-свидетели часто закрываются, живут в страхе, не хотят возвращаться в класс, с трудом включаются в учебный процесс, находятся не в безопасности. Поэтому родителям этих детей не стоит оставаться в стороне.

Родители свидетелей – главный ресурс

Именно родители детей-свидетелей становятся главным ресурсом в борьбе с травлей в классе. Почему?

«Потому что родители детей-агрессоров чаще всего занимают защитно-оборонительную позицию, либо самоустраняются (не приходят на собрания, не идут на контакт), а родители ребёнка-жертвы оказываются оглушены переживаниями за ребёнка, и ведут себя не очень конструктивно. А вот родители свидетелей – это те люди, которые могут повлиять на ситуацию. К тому же, свидетелей просто больше», – объясняет Анна Макарчук.

Некоторые пермяки признались, что впервые задумались о влиянии буллинга на ребёнка-свидетеля. Фото: АиФ/ Татьяна Титова

Наверное, первое желание родителя, который узнал о буллинге в классе своего ребёнка – это сразу идти разбираться или учить ребёнка давать сдачу. Но психологи говорят, что ни к чему хорошему это не приведёт. Даже если ребёнок-жертва или свидетель научится давать сдачу, то проблема не решится. Обидчики просто найдут новую жертву. И негативный сценарий повториться вновь.

Что делать?

Во-первых, эксперты советуют успокоиться, а не действовать сгоряча (например, писать заявление в полицию, не разобравшись в ситуации). Во-вторых, надо поговорить с ребёнком.

«Самое важное – срочно найти время и спокойно сесть и поговорить с собственным ребёнком. При этом нельзя никого обвинять. Надо собрать фактическую информацию. Обязательно поддержать собственного ребёнка и проговорить, что он правильно сделал, что рассказал вам, что он – молодец! Такая поддержка придаст вашему ребёнку уверенность, что взрослые помогут и будут рядом», – поясняет Ирина Чернова.

Самое важное – спокойно сесть и поговорить с собственным ребёнком.

Следующий этап – это разговор с классным руководителем, говорят психологи. Здесь важно быть аккуратными и при встрече договориться о конфиденциальности, ведь зачастую дети боятся рассказывать о буллинге из-за того, что не хотят показаться «стукачами».

«Если учитель отрицает и не готов действовать, то стоит обратиться к другому педагогу или напрямую директору. В общем, найти в школе того, кто готов помочь в решении проблемы внутри класса», – заметила Ирина Чернова.

Затем родителям и педагогу нужно действовать вместе.

«Нельзя ждать и думать, что всё пройдёт, что это подростковый возраст и дети переживут. Это неверное представление. Детям важно помочь выйти из ситуации травли», – говорит Ирина Чернова.

Пять шагов на пути к здоровому классу Фото: АиФ/ Татьяна Титова

По словам экспертов проекта «Папы против травли» знания о работе с травлей в классе не дают в педуниверситетах, не всегда этому учат даже психологов и социальных педагогов.

Пусть проблема требует комплексного решения, но бороться с буллингом можно уже сегодня и начинать нужно с семьи. Важно повышать свои родительские компетенций и делиться знаниями с другими. 

Кстати
На сайте проекта «Буллинг» родители и дети могут прослушать короткие видеолекции по теме, пройти тесты и интерактивные игры, чтобы научиться чётко распознавать травлю и защищаться от неё. Для более глубокой проработки проблемы школьники и их родители могут позвонить на телефон горячей линии 8 (800) 500-43-62 и бесплатно получить консультацию психолога.