Ушел из жизни «последний из могикан»

   
   

ЦЕЛАЯ ЭПОХА

С уходом Павла Константиновича завершилась целая эпоха в советском спорте. Его награды трудно перечислить, но самая громкая, конечно же, была завоевана в далеком 1956 в итальянском курортном местечке Кортина д'Ампеццо, где проходили Олимпийские игры, на которых дебютировали советские спортсмены. Эстафетный квартет в составе Федора Терентьева, Павла Колчина, Николая Аникина и Владимира Кузина в великолепном стиле одержал победу, опередив сильные сборные Финляндии и Швеции, которые доминировали в то время в лыжных гонках. Сегодня никого из того блистательного состава нет в живых, последним оставался Павел Колчин. Но и его не стало.

НА ХУТОРЕ БЛИЗ ОТЕПЯ

Более 20 лет Павел Колчин прожил в Эстонии, на хуторе близ городка Отепя вместе со своей женой Алевтиной Колчиной, уроженкой города Павловска Пермской области. Российские лыжники регулярно приезжали в гости к двум легендарным спортсменам, а вот наши чиновники забыли обо всех заслугах. Очень редко вспоминали про Колчиных и журналисты, поэтому, когда мне, тогда редактору пермского отделения «Советского спорта» принесли материал о Колчиных, я сначала не поверил. Настоящая удача! Да и сама Алевтина Павловна очень удивилась, что не только в родном Павловске, но и в Перми помнят о ней. Помнится, что тогда мы даже хотели приехать в Отепя вместе с автором материала Максимом Шардаковым в Отепя, но, к сожалению, так и не собрались. Очень жаль...

 

БРИЛЛИАНТ В СКРОМНОЙ ОПРАВЕ


Я до сих пор не могу понять отношения чиновников от спорта к нашим ветеранам, к прославленным тренерам, к людям, которые своим потом и кровью завоевывали славу советского спорта в тяжелейших условиях. Как Павел Колчин, который воспитал «короля лыж» Вячеслава Веденина, оказался никому не нужен на родине. Сам Павел Константинович всегда деликатно уходит от этой темы, говоря, что в тихой и спокойной Эстонии ему с любимой Алевтиной Павловной очень хорошо.  А вот эстонцы сразу поняли, какой бриллиант приехал к ним. Именно Колчин со своей супругой прославил Отепя на весь мир и открыл мировому спорту таких звезд, как Кристина Шмигун, Яак Маэ и Андрус Веерпалу. Потом они побеждали наших лыжников на Олимпийских играх и чемпионатах мира. Эстонцы даже, вопреки всем своим правилам, быстро оформили Колчиным гражданство, которое получит русским в этой прибалтийской стране очень сложно.

Российские лыжники не раз приезжали в Отепя к чете Колчиных в гости. И Павел Константинович всегда приветливо встречал гостей у себя дома, делился секретами. На хуторе не раз был и олимпийский чемпион Михаил Девятьяров с сыном, тоже лыжником, и призеры последних игр Николай Морилов и Наталья Коростелева. Все они уехали из родного Пермского края, который не ценит таланты, и выступают за другие регионы.

ВДОВА

Теперь хутор у Отепя осиротел. Алевтина Колчина осталась одна. Но она всегда с радостью вспоминает прежние времена и немного тоскливо говорит о своей бывшей родине:

– Так она ж нам все и дала, Родина. Вот я, например, из жутко бедной семьи. В детстве переболела всем, чем только можно. Кто меня выходил? Государство. Кто бесплатно определил в ПТУ, выучил, дал чудесную профессию мотальщицы? Кто все время помогал бесплатно тренироваться, а после чемпионата мира  1955 года, когда мы с Павлом поженились, дал комнату в Измайлово? Опять же оно, наше советское государство.  Комната, правда, девять метров, от двери до окна две лыжи, не больше. Но и за то огромное спасибо. Не в метрах счастье. В нем самом. И мы были счастливы, когда шли за советским флагом по олимпийскому стадиону Кортина д’Ампеццо. И страстно желали, чтобы поднимался он на флагштоках  Олимпиады как можно чаще.

У Алевтины Колчиной помимо олимпийского золота в Инсбруке в 1964 году семь побед на чемпионатах мира и тринадцать в первенстве Союза. И ее опыт и знания сильно бы пригодились России, но …

Смотрите также: