Примерное время чтения: 8 минут
127

Кто порочит армию?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49 06/12/2006

Не так давно наша газета опубликовала материал об избиении двух солдат в посёлке Марковский ("Солдат "учат" ремнём и пинками", "Аргументы и Факты - Прикамье", N 32 с. г. ). И вот буквально на днях мы получили отклик на эту статью. Правда, не совсем обычный.

ПИСЬМО пришло не откуда-нибудь, а из Самары, от командующего Второй гвардейской армией, генерал-майора С. И. Скокова. Делом об избиении занялись в высшем руководстве Приволжского военного округа. Но означает ли это, что благодаря нашей публикации удалось добиться справедливости? Сказать этого нельзя.

Читаем письмо: "...господин Мелентьев самовольно взял на себя обязанности следователя и судьи. Причём бездоказательно: обвиняя в преступлениях целый воинский коллектив, данный журналист не только опорочил честь этого коллектива, но очередной раз нанёс ущерб престижу Вооружённых Сил..." Примечательно, что эта отповедь так и не повлекла за собой никаких последствий. Если рассуждать логически, тот, кто "опорочил честь", должен предстать перед судом. Но о суде в письме нет ни слова. "Я обратился, - пишет генерал-майор Скоков, - ...с предложением разобраться и дать объективную оценку... обстановке в воинской части... Если у Вас есть желание принять участие в этой работе... командование Второй армии готово к сотрудничеству".

Получается интересная вещь. Автор "нанёс ущерб престижу" воинской части, но его приглашают поработать дальше. Столь любезное приглашение нельзя оставить без внимания. Вот мы и решили вернуться к ситуации в Марковском.

Разборка на плацу

КАК помнит читатель, в Марковском имел место следующий эпизод. Солдаты проводили уборку на территории палаточного лагеря. Офицер (сейчас мы можем назвать его имя - полковник Борис Беспалов, командир воинской части) приказал рядовому Зауру Тамбулатову поднять с земли доску. Тот отказался, заявил, что сделает это позже. Как повествует постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, "командир части, будучи обескуражен вызывающим поведением военнослужащего, подозвал последнего и стал проводить с ним разъяснительную работу по выполнению требований устава. В дальнейшем к полковнику Беспалову подошли начальник ОХТВ полковник Крохалев Ю. С., заместитель командира части по воспитательной работе подполковник Романов В. А., начальник группы хранения вооружения и техники майор Чикин А. В. и рядовой Тамбулатов Д. Ш.".

"Разъяснительной работой" документ называет образцово-показательное избиение рядового Заура Тамбулатова на глазах всего личного состава воинской части. Брат избиваемого, Джанибек Тамбулатов, попросил не бить солдата. На орехи досталось и ему. По крайней мере, первоначальные показания обоих братьев выглядели именно таким образом. "Отцы-командиры" били Тамбулатовых поочерёдно. Побои - синяки на лице и на всём теле - были сняты судебными врачами.

Надо сказать, что оба брата пытались добиться справедливости в гражданской прокуратуре города Чайковского. Здесь, в воинской части, это просто не имело смысла. Однако командование поспешило принять меры в свою очередь. С братьев взяли объяснительные, где оба отказались от первоначальных показаний и сообщили, что били их не начальники, а граждан-ские лица - за территорией воинской части.

"Командир невиноватый, били местные"

ВРОДЕ бы не придерёшься. Уголовное дело закрыто, а сам автор публикации в свою очередь подвергся публичному ошельмованию в одной из чайковских газет. К сожалению, я не располагаю номером той газеты, однако могу предполагать, что там написано. Дескать, журналист исказил информацию, всё это неправда, рядовые сами сознались и т.д., и т.п.

Хорошо. Примем версию командования, так сказать, за рабочую гипотезу и будем рассуждать логически. Рядовые Тамбулатовы действительно самовольно покинули часть, надебоширили и подрались с кем-то из местных. Во-первых, хороша же дисциплина в самой воинской части Марковского, если солдаты срочной службы слоняются где угодно. Во-вторых, если избиение имело место, почему бы не возбудить в свою очередь другое уголовное дело? Поступок неизвестных, которые за здорово живёшь отлупили военнослужащих, тянет на мелкое хулиганство. Аборигены бездоказательно обвинили братьев в том, что они, дескать, украли сотовый телефон у их знакомой девушки. Ну и подрались, да ещё и так отметелили двух молодых и здоровых парней, что на тех потом живого места не нашлось...

Однако ни командование, ни прокуратура по этому факту никаких расследований не проводят. Самовольная отлучка солдат из части и драка с местными - это, оказывается, в порядке вещей. Кажется, служители Марса и Фемиды сами обрадовались тому, что всё так просто и легко разрешилось.

Как можно запугать свидетеля

ПО ПОЧТЕ к нам приходят не только опровержения на статью, но и некоторые новые документы. Например, такие. Имя бойца, написавшего объяснительную, мы, понятное дело, опускаем.

"...хочу доложить про полковника Беспалова, полковника Крохалёва, майора Чикина и про подполковника Романова. То, что было с Тамбулатовым Зауром и Тамбулатовым Джанибеком, могу доказать... Их попросили поднять гнилую деревяшку, а рядовые отказались это сделать... и майор Чикин снял у Тамбулатова Заура портупею и начал бить, а Тамбулатова Джанибека бил полковник Беспалов.

Майор Чикин толкнул рядового Тамбулатова Заура в канаву и сказал, чтобы оттуда собрал весь мусор и чтобы обратно туда же, в канаву, выкинул, и когда он отказался, его оттуда вытащили и начали бить...

...Через день рядовые Тамбулатовы сами пошли в госпиталь, но их оттуда выгнали, сказали, что у них ничего особенного нету.

Через пару дней к нам приехали следователи из Чайковского, и мы написали всё, что было, потом нас вызвали в Пермскую прокуратуру, и там мы написали отказы, потому что нам сначала сказали, если вы хотите звание получить, напишите отказы, а потом начали угрожать, что нас посадят... мы с одним рядовым поехали в Пермь самовольно. Через три дня за нами приехали нач. базы полковник Беспалов и подполковник Романов, и нам сказали, либо поезжайте в часть, либо в прокуратуру, когда я сказал, в прокуратуру, нас посадили в комендатуру и сказали, пока не согласимся поехать в часть, мы не отпустим вас. Мы согласились, и после этого тоже вызвали следователя... и мы ему тоже написали отказ, потому что угрожали, что нас посадят".

Итак, имело место не просто избиение двух солдат, а публичное унижение одного из рядовых, давление на следствие, запугивание свидетелей. Пусть прокуратура разберётся в этом вопросе. Подлинник документа мы всегда можем предоставить.

Маленькие подвиги полковника Беспалова

ПОЗВОЛЮ себе не согласиться с генерал-майором Скоковым: избиение имело место, и всё, что я написал, - правда. Особенно не соглашусь со следующей фразой: "По опыту знаю, что настоящие журналисты придерживаются "золотого" правила: если то или иное происшествие рассматривает прокуратура - писать о нём только по завершении прокурорского расследования или суда".

Уважаемый товарищ генерал-майор! Вы ошибаетесь, когда приписываете мне намерения стать в этом деле следователем и судьёй. Я всего лишь пытаюсь помочь восстановить справедливость, я такой же свидетель, как и все остальные солдаты. Если у военнослужащих нет возможности добиться правды иным способом, газета может и должна помочь им это сделать. А также довести до сведения общественности факты, которые утаиваются от прокуратуры и суда.

Дело в том, что избиение Тамбулатовых - случай далеко не единственный. Обратимся к другим объяснительным, которые содержатся в пришедшем к нам письме.

"Я, сержант Бычков Игорь Сергеевич, во время несения суточного наряда в 22-23.30 встретил командира части 65327 полковника Беспалова. Из-за того, что у солдат было неправильно уложено обмундирование и не были расстелены ножные коврики, он, выражаясь нецензурной бранью, нанёс мне несколько ударов по лицу. Из-за чего образовалась гематома под правым глазом. Командир был в состоянии алкогольного опьянения".

Прошу заметить, избит сержант, представитель младшего комсостава. Что расшатывает авторитет Вооруженных Сил: журналистские публикации или бесчеловечные действия полковника? Сержанта бьют на глазах у солдат, бьют в пьяном состоянии... Конечно, подобные меры дисциплину в воинской части восстанавливают просто безотказно!

Идём дальше. "Я, рядовой Матвеев Роман Олегович, был вызван к командиру базы полковнику Беспалову в кабинет. В присутствии подполковника Романова, полковника Рябова полковник Беспалов наносил неоднократно удары в область головы, не объясняя чем-либо свои действия...". "Я, Горбунов Александр Анатольевич, был избит заместителем командира базы по воспитательной части подполковником Романовым, при этом получил травму носа. При этом присутствовали подполковник Бутырин, капитан Колесников".

И вот ещё один факт. Во время прямой линии с Президентом России один из солдат дозвонился до кремлёвской администрации и сообщил о внеуставных отношениях в Марковском. И поводом звонка президенту стала не моя статья, а действия господина Беспалова.

Увы, это не наша газета порочит честь Вооружённых Сил России. Это действия держиморд в погонах порочат и бесчестят нашу армию. А если кто-то считает, что факты, представленные мной, не соответствуют действительности, что ж, пожалуйста, обращайтесь в суд, отстаивайте свою точку зрения. В свою очередь, я, автор данной публикации, согласен пойти навстречу такому пожеланию и лично поговорить с полковником Беспаловым и с замполитом Романовым в здании суда.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах