Примерное время чтения: 7 минут
155

В нашей армии - лишние солдаты

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38 19/09/2007

В Прикамье полным ходом идёт подготовка к осенней призывной кампании. С 1 октября будут брить затылки.

И. о. пермского военкома полковник Андрей Смольский считает призывников и агитирует их к службе в армии. Требуя от призывников честного исполнения долга, армейское командование само должно относиться к своим обязанностям добросовестно. О рабстве в армии и других армейских проблемах мы говорим с ведущим менеджером Центра поддержки демократических молодёжных инициатив Ириной Кизиловой.

"Генеральские" рабы строят дачи

- Почему мы используем такое грубое слово, как "рабство"? Мы что, снова стали рабовладельческим государством?

- Рабство, по сути, это подневольный труд. Может быть, раба и кормят, и он имеет крышу над головой, но это остаётся подневольным и не-оплаченным трудом. Вот два основных признака рабства. И, как ни странно, оба эти признака присутствуют тогда, когда военнослужащего за-ставляют исполнять какие-то обязанности, не связанные с военной службой.

В Перми все эти случаи, скажем так, примитивные. К примеру, генерал С. из Звёздного привлекал солдат своей части на вспомогательные работы при строительстве дачи. Это было года два назад. Дача эта уже построена, и в ней живёт семья генерала. И, по сути дела, генерал остался ненаказанным. Там, кстати, у одного солдата из-за тяжёлого труда возникло заболевание, за которое он требовал с генерала компенсацию через суд. Сумма иска составляла 500 тысяч рублей: в неё вошли стоимость трудодней строителя, затраты на лечение и моральный вред. Но у него вообще интересный поворот судьбы. Он забрал иск, потому что влюбился в дочь заместителя командира и женился на ней.

- А ещё подобные случаи были?

- Вот недавний случай с бывшим пермским военкомом Генераловым. Его дача выглядит скромнее, чем генерала С. из Звёздного, но тоже не сарай, как заявил наш бывший военком алтайской прессе, где с недавнего времени он возглавил краевой военкомат. Я эту дачу видела, она точная копия той, что рекламируют в Камской долине. На строительстве у военкома работали несколько военнослужащих. Но это всё равно нарушение и Конституции, и Закона "О военной обязанности и военной службе", и Приказа бывшего министра обороны Сергея Иванова N428.

- Расскажите об этом знаменитом Приказе министра.

- Приказ министра появился после того, как правозащитные организации собрали факты использования солдат на работах, не связанных с военной службой, и предоставили их Министерству обороны и военной прокуратуре. Кроме того, мы делали много заявлений для прессы, предавали огласке все эти факты. А для военных чиновников публичная огласка - страшная вещь. Таким образом, работа общественных организаций в этом направлении возымела действие. Министр вынужден был в конце 2004 года издать Приказ N428.

Помню, весной 2005 года Иванов в интервью одной из центральных газет уверял, что генералы уже не используют солдат на строительстве своих дач. Говорит, найдите мне такого генерала, и в шесть секунд с него слетят погоны. Вскоре после этого интервью у генерала в Звёздном стали работать солдаты. Мы смогли это доказать, и даже сам военачальник признал этот факт. Однако и погоны остались на месте, и вообще не последовало никакого наказания. Дело против него не было возбуждено якобы за незначительностью ущерба.

- Чем такой ущерб можно измерить?

- На самом деле ущерб значительный. Даже если один солдат используется на строительстве дачи, это наносит огромный моральный вред, прежде всего этому солдату, затем подразделению, в котором он служит, и всей армии, её авторитету, а в конечном итоге её боеспособности.

Преступление и наказание

- Скажите, имеет какие-то перспективы дело военкома Генералова?

- Сомневаюсь. Я уже говорила, что его сейчас перевели на Алтай. Так вот одна из тамошних газет решила представить ситуацию в выгодном для него свете. В интервью военком признаётся, что его подставили сослуживцы. А сам он, мол, боевой генерал, заработал деньги в Чечне, честно служит Родине.

Интересно, что, когда мы с телевизионщиками приезжали к генералу Генералову на дачу, перепуганные солдаты-строители рассказали, что только что от них уехали представители ФСБ и военной прокуратуры. Мы надеемся, что идёт следствие. Но чем оно закончится, трудно сказать.

- После выхода Приказа Иванова в 2005 году многих офицеров наказали за использование солдат. Были и дисциплинарные взыскания, и запрет занимать командные должности. Но потом как-то всё сошло на нет. Неужели кампанейщина?

- Безусловно, кампанейщина. То, что дело "звёздного" генерала не имело в своё время последствий, как раз и характеризует действия военной прокуратуры в 2005 году как кампанейщину. Вновь прошлись по низам, а высоких военачальников не тронули.

У нас ещё были случаи, когда солдаты разгружали водку на "Пермалко", когда их сдавали в аренду предпринимателям, фермерам. Имеются многочисленные факты ремонтных работ на квартирах у офицеров. Но это довольно сложно зафиксировать, и, конечно, по всем этим фактам никто из офицеров не был наказан.

- А какое наказание может быть применено к офицеру, сдавшему солдата в аренду?

- Наказание, предусмотренное статьями за превышение должностных полномочий, причинение материального вреда воинской части, вплоть до лишения свободы. Это всё статьи Уголовного кодекса.

Служить нужно по контракту!

- Самое интересное, что солдаты охотно идут на такие работы. Там им гораздо лучше, чем находиться в казарме или где-то в наряде. Но это только до какого-то времени всё хорошо складывается. К примеру, если солдат на стороне получил травму, он зачастую не может получить компенсацию как за травму во время прохождения военной службы.

- Какой рецепт от рабства в армии можно выписать?

- Вообще, я бы дала название всей этой проблеме - "Лишний солдат". Зачем ребят набирают в армию? Чтобы обучить хорошо воевать, ведь так? Так. Если его вместо военной службы используют на посторонних работах, значит, солдат не нужен армии, он лишний. Раз армия вполне обходится без него. И это значит, что во время призыва перебрали лишних солдат. Зачем же тогда такое количество ребят набирать в армию? Выход очевиден: армия должна быть профессиональной, с солдатами нужно заключать добровольный контракт. Но и тут не всё однозначно.

Сейчас происходит постепенный переход армейских формирований на контрактную службу. Но складывается такое впечатление, что Генштаб делает всё, чтобы сказать, что у нас нет перспектив создать контрактную армию. Делается это, по мнению правозащитников, для того, чтобы оставить призыв. Наши выводы основаны на событиях, происходящих, в частности, в воинской части N32755. Там два года назад солдат, проходящих службу по призыву, переводили на контракт принудительно. Во многих частях нередко так поступают до сих пор: заставляют подписывать контракты путём обмана, угроз, шантажа, принуждения. А когда солдата насильно заставляют служить, он, естественно, плохой солдат.

Впрочем, в части N 32755 в данный момент дела обстоят лучше. Несемейные контрактники переведены из казармы в общежития, где они проживают в четырёхместных комнатах. Мне там понравилось. Но семейного контрактника в такое общежитие поселить невозможно, а снимать квартиру ему не по карману.

И всё-таки ещё раз хочу сказать, что проблему рабства в армии, проблему лишнего солдата можно будет решить только тогда, когда наши вооружённые силы будут по-настоящему, без профанации этого понятия, профессиональными. Потому что профессионального солдата невыгодно использовать на случайных работах, если он как военный специалист получает хорошую зарплату.

Кстати, невыгодно для профессиональной армии будет использовать солдат в нарядах на кухне, этим займутся гражданские лица. А контрактник будет обучаться военному ремеслу. Только такая армия сможет нас защитить.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах