Примерное время чтения: 7 минут
805

Николай Цискаридзе: "Пора учиться себя уважать"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47 21/11/2007

Премьер Большого театра, народный артист России Николай Цискаридзе на гастролях в Перми далеко не впервые. Но на этот раз повод для выступления был особенный. В международном проекте "Короли танца" - своеобразном состязании четырёх лучших танцовщиков планеты - Николай, по сути, защищал честь нашей страны. Тот редкий случай, когда за державу не бывает обидно...

На гребне удачи

- Николай, спасибо, не посрамили Россию. Волнительно было представлять страну?

- Я не то что бы ощущаю себя чем-то звёздным - я работаю "звездой" с десяти лет. С самого начала своей карьеры представляю Россию и очень горжусь этим. К сожалению, в последние годы утрачивается такое понятие, как патриотизм. Но я-то вырос в Советском Союзе, где любовь к своей стране не была для людей пустым звуком... Когда поднимают российский флаг и звучит гимн нашей страны, у меня слёзы на глаза наворачиваются - от чувства причастности к великой державе.

Большой театр - не та организация, которую можно выбрать. Там есть своя энергетика - этот театр сам выбирает себе артистов. Я очень рад, что, не имея, по сути, шансов стать главным танцовщиком Большого театра, всё же волшебным образом оказался на гребне удачи. Но есть и огромная ответственность - она много лет лежит на плечах, и это не так просто.

- Перед выступлением Вы подчеркнули, что участников шоу "Короли танца" нельзя сравнивать - как нет смысла сравнивать луну и солнце. Неужели напрочь отсутствовало чувство здоровой состязательности?

- Соревнования и вправду не было. Вообще, в своё время я понял: как ни старайся, никогда не сможешь сделать что-то точь-в-точь, как другой. И никто не сможет как две капли воды быть похожим на тебя... У всех участников шоу - разные характеры, генетика, воспитание. Мы были не соперники, но партнёры. А за время репетиций успели стать ещё и друзьями.

- На фоне западного трюкачества Ваши выступления выглядели зрелыми, философски осмысленными.

- Просто, российские артисты иначе воспитаны. В нашей стране балет находится под сильнейшим влиянием драматического театра. На Западе такого нет. К тому же, в России раньше никогда не было такого, чтобы девушка, не имеющая красивых рук и ног, танцевала в "Лебедином озере". В принцы у нас никогда не брали коротконогих и маленьких. А на Западе такое возможно. Чудовищно, что теперь это становится возможным и у нас.

К сожалению, всё искажается в последнее время. Ломается понятие амплуа, понятие культуры как таковой... Запад всё время пытался нас попрекнуть: россияне - снобы, нос задрали, хотят балет превратить в музей. Мне кажется, неправильно было бы идти у них на поводу. Я много лет стою на своём - никогда не берусь не за свои роли.

Никогда не стремился уехать

- Как вам работается на пермской сцене?

- К сожалению, она слишком маленькая, корявая, жёсткая. Для танца крайне тяжёлая. Ну как же можно в таком уникальном, сильном театре иметь такую непотребную сцену? Может быть, ваши руководители меня услышат и что-то предпримут?

- Очевидно, вы не раз стояли перед выбором: остаться на "корявой" российской сцене - или купаться в роскоши на Западе?

- Я никогда не стремился туда уехать - мне там не было интересно. В ранней молодости я этого не сделал по семейным причинам: мама была очень больна, её нельзя было перевозить. А потом появился опыт. Так уж сложились обстоятельства, что будучи ещё учеником московского хореографического училища, я сразу попал в общество президентов, танцевал перед высокими гостями, посещавшими СССР. Когда мы приезжали куда-то на гастроли, всегда нас принимали в высшем обществе. И мне был виден спектр того состояния, когда ты - гость, и когда ты - иммигрант. Все, кто сделал карьеру на Западе, всё равно остаются для того мира иммигрантами. Обратите внимание, все беглецы потихоньку приезжают обратно. Они не вписываются в то общество. Российскому человеку трудно понять, как можно прийти в гости с собственным тортом, а потом его сложить и унести...

- Не прельщают сцены "не корявые" и гримёрки как дворцы?

-На Западе единственная привилегия: в контракте очень чётко обозначено, что вам полагается и чего вы не имеете права делать. В нашей стране контрактная система - филькина грамота. С одной стороны, это хорошо: просто так человека не уволишь. С другой стороны, чиновники от искусства из-за того, что нет чётких законов, могут наделать артистам много гадостей. Но в этом нет ничего страшного. Это наша жизнь, мы к таким вещам давно привыкли...

А гримёрки, сами видите, - бич всех российских театров. Как бывает в нашей стране, всё время делают ремонт, а крыша всё равно протекает. Разумеется, умом Россию не понять - в неё можно только верить... Я верю, что будет новый Большой театр и там появятся хорошие гримёрки. Президент Путин мне лично обещал!

Профессия танцовщика перестала быть престижной

- С приходом капитализма легче ли стало жить артистам балета?

- Так, как жили наши артисты при советском строе, они никогда больше жить не будут. Артист балета в СССР - это звучало гордо.

Сейчас, к сожалению, танцовщик - не престижная профессия. А если ещё отменят отсрочку от армии, мы вообще потеряем балет. Талант-ливые молодые люди начнут уезжать из России ещё до того, как им начнут приносить повестки. В балете жизнь слишком коротка, в 35 лет артисты уже выходят на пенсию. А двадцатилетний возраст является слишком ответственным, чтобы делать долгий перерыв и идти служить.

- Один из западных "королей танца" в недавнем интервью заявил, что французская версия Петипа - "обворожительна", американская - "бесподобна", а русская - всего лишь "имеет право на существование". Выходит, позиции русской балетной школы сильно пошатнулись в мире?

- Мы сделали это своими руками. Нами руководят люди, которые всё время кланяются Западу. Специально, осознанно разрушают русский балет! Конечно, придумали балетное искусство французы и итальянцы. Но только в России оно поднялось до высочайшего уровня. А теперь Запад хочет нас всему научить. Это оскорбительно! Американскому балету всего-то 70 лет, английскому - 75. А русскому балету - 300!

Но, к сожалению, у нас целое поколение выросло на том, что вот придёт добрый американский дядя, принесёт жвачку, накормит... Существует миф, что на Западе всё самое лучшее. Это неправда! Запад потребляет ту базу, которую мы ему подарили. Ведь балеты Петипа не запатентованы, а это русский балет! Если мы за него так же получали бы деньги, как Запад, - за наших же Баланчина или Роббинса... Это было бы для нас покруче нефтяной трубы. Ведь одно только "Лебединое озеро" идёт ежедневно минимум в двухстах театрах мира.

Так что говорить о превосходстве западных балетных школ очень смешно... Не им нас учить! Но если мы сами не научимся себя уважать, нас скоро никто в мире уважать не будет.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах