Примерное время чтения: 5 минут
92

Академия сердца и души

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15 09/04/2008

Здесь верят в безграничные возможности детей с ограниченными возможностями здоровья. Здесь рушатся неодолимые барьеры, перекрывающие детям-инвалидам дорогу к нормальной, полноценной жизни. Здесь правят доброта и любовь.

В 1998 году в Орджоникидзевском районе Перми появилась не совсем обычная школа. Для большинства её учеников дорога к знаниям превратилась в дорогу испытаний, в тернистый путь преодоления физических и нравственных страданий.

И вот школа N 152 дожила до своего первого юбилея. Праздничное торжество, посвящённое 10-летию школы или, как называют её родители, академии добра, состоялось в ДК им. Горького.

Праздник начался с парада звёзд. Но не шоу бизнеса или политики, а своих маленьких звёзд. Они засияли на небосклоне бесконечного преодоления, благодаря своему упорству и недетской силе воли. И неважно, что некоторые звёздочки могли передвигаться по залу только с помощью студентов-волонтёров или на руках родителей. В тысячу раз важнее, что они есть. Что они светят и дарят свой свет другим.

Звёздочка по имени Аня

Девочка в нарядном красном платье неуклюже идёт по залу. Двадцать метров до сцены кажутся бесконечными для ребёнка, страдающего детским церебральным параличом. Но, судя по восторженным взглядам юных однокашников, они видят не изломанную болезненным недугом походку, а дефиле настоящей эстрадной дивы.

Остаётся преодолеть ступени, ведущие на сценическое возвышение. На помощь спешат волонтёры. И всё-таки каждый шаг наверх даётся мучительно трудно. Девочка подходит к стойке с микрофоном. Зал замирает. И микрофон оживает, повторяя каждое слово, каждый оттенок голоса 11-летней певицы Ани Афанасьевой. Звучит песня о звезде.

Таких маленьких чудес в этой школе много. Дети-инвалиды из домашних затворников превращаются в начинающих художников, танцоров, певцов, умников и знатоков, побеждающих в различных школьных олимпиадах. Не по взмаху волшебной палочки, конечно.

Чудеса творит доброта педагогов, их бесконечное терпение и нежелание видеть в своих учениках отверженных судьбой людей. Здесь не жалеют детей. В них воспитывают волю и характер. Ищут и находят ключик, открывающий ту потаённую шкатулку, в которой хранятся таланты и способности. А то, что они есть у каждого маленького человека, в этой школе не сомневаются.

За место под солнцем

К сожалению, диагноз врачей о том или ином неизлечимом недуге ребёнка для многих родителей звучит, как приговор. У них опускаются руки. Пропадает всякое желание бороться, заниматься полноценным воспитанием малыша. Зачем? С судьбой не поспоришь. Так появляется пропасть между большим миром, шумящим за окном, и миром, притаившимся в четырёх стенах комнаты маленького инвалида. С каждым прожитым днём пропасть увеличивается.

Примерно так же думала в своё время Наталья Афанасьева, мама юной певицы. Она честно призналась, что, узнав о страшной болезни дочери, испугалась. И не только за дочку, но и за себя. Испугалась трудностей, которые неизбежны при воспитании ребёнка с диагнозом ДЦП.

- Было очень страшно. Больно. Обидно. Я не знаю, надолго ли меня хватило бы, если бы не наша "академия добра", не эти удивительно щедрые на душевную доброту учителя. Пять лет назад я привела, вернее, привезла Анечку в школу N 152. Её записали в подготовительный класс. Сейчас она заканчивает третий. Учится на "4" и "5". Уже три года занимается у педагога по вокалу Ирины Мамонтовой. Мечтает стать певицей.

И действительно, в свои 11 лет Аня точно знает, кем хочет стать. Она даже наметила план на ближайшие годы: окончить школу и поступить в институт культуры. На вопрос, кто твоя любимая певица, она с детской непосредственностью ответила: "Я сама"!

Аня - победитель фестиваля "Преодоление", дипломант международного интегрированного фестиваля для людей с ограниченными возможностями "Мир равных возможностей". И, в это трудно поверить, совсем недавно она стала призёром городских конноспортивных соревнований среди детей-инвалидов.

Я живу. И, значит, я могу!

В принципе, любой ученик этой школы - маленькая звезда. Даже те, кто по состоянию здоровья может учиться только на дому. Есть в школе N 152 и такой вид обучения. Педагоги делают всё для того, чтобы дети-инвалиды не остались на обочине жизни. Все "надомники" без исключения участвуют в конкурсах, олимпиадах. У них вырабатывается психология победителя, психология успеха.

У Маргариты Некрасовой обнаружилось заболевание крови. Болезнь прогрессировала, и об учёбе в обычной школе пришлось забыть. Сейчас она учится на дому. В обычной школе у неё не было особого интереса ни к одному из предметов.

А здесь шестиклассница всерьёз увлеклась историей. Написала прекрасный реферат о крещении Руси и заняла на научно-практической конференции первое место. Получила приз зрительских симпатий. Вдохновилась. Сейчас самостоятельно изучает серьёзную литературу по истории. Ей стало интересно учиться. Всё это благодаря преподавателю истории.

Больше всех успехам дочери радуется конечно же мама, Ольга Леонидовна.

- Я упорно сопротивлялась тому, чтобы мой ребёнок пошёл в школу для детей с ограниченными возможностями. Хотя показания по здоровью у неё были давно. Я считала, что это не та школа, в которой должна учиться моя дочь. Сейчас я понимаю, что была не права.

Здесь удивительная атмосфера любви и понимания. А самое главное, здесь полностью отсутствует слащаво жалостный подход "ах, эти бедные детки". В школе успешно работает терапия успеха. Ведь в каждом ребёнке есть определенные способности. Важно определить их, найти тонкую струнку таланта, вовремя затронуть её, чтобы она зазвучала в полную силу.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах