Примерное время чтения: 7 минут
195

Город с железным характером

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25 18/06/2008

ОФИЦИАЛЬНАЯ дата рождения Чусового - июнь 1933 года. Ровно 75 лет назад посёлок металлургов получил статус города. Но освоение чусовских земель началось задолго до прихода сюда атамана Ермака Тимофеевича.

ОСТАВИМ историкам предания старины. Есть даты ближе и значимее для города. Например, строительство железнодорожной ветки, связавшей железорудный край с центром Пермской губернии. Или карточный проигрыш князя Голицына.

Но обо всём по порядку. Экскурсию в прошлое и настоящее Чусового проводит гость редакции - глава города Виктор Андреев.

От Парижа

до Урала

- 21 ИЮНЯ Чусовой отметит 75-летие. Однако, рассказывая о городе, вы постоянно ссылаетесь на события 130-летней давности. Почему?

- 130 лет назад была проложена железнодорожная ветка "Пермь-Камасино", в дальнейшем "Пермь-Чусовская".

Примерно в это же время князь Голицын, проигравший немалую часть своего состояния, решил взяться за ум. Вышел на крупный французский банк и убедил финансистов вложить деньги в строительство металлургического завода на Урале.

Так в Чусовом появился "железоделательный" завод, оснащённый самыми современными паровыми механизмами. Соответственно, и металл производился лучшего качества. Старожилы утверждают, что даже в Эйфелевой башне есть конструкции, изготовленные из нашего чусовского металла.

Вот и получается, что благодаря железной дороге и металлургическому заводу город стал развиваться. А начало этому было положено в 1878 году.

Скромность украшает

- ЧТО НИ ГОРОД, то свой норов. То есть свой характер, свой нрав. Виктор Львович, какой характер у Чусового?

- Город - это прежде всего люди. А большинство чусовлян работает на металлургическом заводе. Так что характер у них под стать металлу. Железный характер, трудовой. Не зря Чусовой называют городом в рабочей спецовке.

Это нашло отражение в местной архитектуре. У нас нет старинных каменных особняков. Нет купеческого лоска.

Железнодорожники строили свои домишки поближе к дороге. Мастеровые - поближе к заводу. Все постройки были деревянные. В том числе и церкви. Это тоже черта характера - скромность.

- Деревянное зодчество - дела давно минувших дней. Современный Чусовой всё больше из кирпича и бетона. Таким он вам нравится?

- Мне он нравится любой. И деревянный, и каменный. И улица Ленина, и Церковный тупик. Ведь я родился и вырос здесь. Не нравится лишь то, что в наследство досталось большое количество ветхого жилья. До сих пор в насыпных двухэтажках живут люди.

До начала 60-х годов прошлого века весь город умещался на правом берегу. Это старый Чусовой. Много домов сталинской застройки. Много зелени. С одной стороны отроги гор. С другой - река. На вокзале выходишь и сразу видишь скалы. Красота!

Кто виноват,

и что делать?

- МОЖЕТЕ нарисовать биографический портрет среднестатистического чусовлянина?

- Могу. Если хотите, на своём примере. Из простой рабочей семьи. Мама всю жизнь отработала на доменной печи. Отец - железнодорожник.

Я окончил 8 классов. Поступил в ПТУ. Потом в железнодорожный техникум. Работал наладчиком станков на оборонном предприятии. Был начальником службы, старшим диспетчером завода. Окончил Российский международный центр повышения квалификации по программе муниципальное управление. Последние годы - на общественной работе.

- И здесь среднестатистический горожанин заканчивается. Иначе бы вас не избрали главой города.

- Наверное, потому и избрали, что я чусовлянин до мозга костей, что принимаю общегородские проблемы как свои личные.

- Много проблем?

- Очень много. Катастрофически не хватает средств на дороги, на ремонт и строительство жилья, на коммуналку. Глаза видят, руки не боятся, а в бюджете денег кот наплакал. На 120 миллионов в год не развернёшься. Но главная проблема даже не в деньгах. А в нас самих.

Люди должны понять, что власть - это не какой-то чиновник в кресле. Власть - это они сами. И они могут влиять на её решения, могут участвовать в управлении городом. Но нести при этом свою долю ответственности. К сожалению, люди, избирающие власть, считают, что на их праве отдать кому-то голос всё и заканчивается.

- А кто в этом виноват?

- История виновата. Вольную "новгородщину" и вече - собрания горожан для решения общественных вопросов - убило многовековое рабство. То монголо-татарское иго, то вечная надежда на царя-батюшку, то на советскую власть. А потом грянула перестройка с её "прихватизацией". Что остаётся народу? Не верить.

- И что надо делать для возвращения веры?

- Работать, честно и открыто. Никакой коррупции в органах власти быть не должно. И нужна преемственность власти. Не дело, когда один глава начинает делать что-то полезное, важное для людей, а другой из-за личных амбиций или интересов рушит начатое.

Сейчас наступает очередной этап развития. Появляется более качественное жильё. Идут подготовительные работы по строительству коттеджного посёлка. Практически готов генеральный план развития города. Пришло понимание, как нам жить и развиваться. Строятся первые крупные торговые центры. Наша территория стала привлекательной для инвесторов. Одна из причин этого явления - мы не коррумпированы.

Не хлебом

единым

- ГОРОД в рабочей спецовке - это здорово. Но ведь не "металлом единым" жив человек. Чем живёт Чусовой, сняв спецовку?

- У нас нет ярко выраженного центра. Стоит на постаменте самоходная установка, где мы проводим городские мероприятия. Есть парк культуры. Работают аттракционы. Кстати, парк муниципальный. И вообще Чусовой в этом плане уникальный город. Он является своеобразным заповедником МУПов.

Другая уникальность в том, что можно запросто наловить хариуса прямо в черте города. Значит, вода в реке чистая. Не зря же вся Пермь пьёт воду из Чусовой. Но это к слову.

Традиционно сильны в городе танцевальные коллективы. Народный ансамбль бального танца "Ритм" известен за пределами Прикамья. Не менее известен и хор "Благовест". В Чусовом проходит пасхальный фестиваль церковного пения.

Если говорить об активном отдыхе, то у нас работает горнолыжный комплекс "Огонёк". Развитие всего российского слалома началось здесь, в Чусовом. Достаточно вспомнить таких спортсменов, как Тормозин, Шеин... Построена санная трасса, трасса для фристайла и для новинки сезона - ски-кросса.

Олимпийский чемпион по лыжным гонкам Михаил Девятьяров наш. Его в городе знают все. Ему подражают. Не зря же на лыжной базе "Металлург" по выходным настоящее столпотворение.

Энтузиазмом заводчан построена автокроссовая трасса. На ней проходят этапы Кубка России. Каждую зиму Чусовой принимает международное авторалли "Ермак".

Завод совместно с бюджетами края, города и района строит спортивно-оздоровительный комплекс. Это будет современнейший Дом спорта, с бассейном и крытым манежем.

- Значит, вы всё-таки наладили добрые отношения с градообразующим предприятием?

- Завод проводит социально ориентированную политику. Он идёт навстречу городу. С таким помощником нужно жить дружно. У нас сегодня единая команда.

- Как намерены встретить 75-летие?

- Я предложил заводчанам убрать совместными усилиями технологический переезд - причину постоянных автомобильных пробок. Сделаем это в юбилейном году, будет замечательный подарок горожанам.

Установим с десяток детских спортивных площадок - тоже здорово. Отремонтируем мост - всем будет приятно. А отпразднуем на всю катушку, когда денег будет некуда девать.

Вячеслав БУРАКОВ

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах