Примерное время чтения: 6 минут
68

Наказание как крайняя мера

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33 13/08/2008

5 августа в Октябрьском районе состоялось очередное выездное заседание Совета представительных органов муниципальных образований Пермского края. Основная тема обсуждения - реализация Закона "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Пермской области по созданию и организации деятельности административных комиссий".

Обновлённый и максимально подогнанный под мерки муниципалитетов Закон об административных комиссиях работает в нашем крае с 1 января 2008 года. Согласно ему, поселения с численностью населения свыше трёх тысяч жителей получили право создавать административные комиссии.

Полгода - срок вполне достаточный, чтобы оценить коэффициент полезного действия закона. Имея живые примеры с мест, легче разобраться в том, насколько эффективно используют поселенческие комиссии своё право выявлять административные нарушения, а при необходимости - и наказывать виновных.

Кадровый голод

Итак, что же "кое-где у нас порой" тормозит превращение закона в реальный инструмент для поддержания порядка на наших улицах, дворах? По мнению большинства членов Cовета, основная причина кроется в отсутствии юридически грамотных, подготовленных специалистов.

В первую очередь кадровый голод испытывают сельские поселения. Особенно остро стоит вопрос о подготовке секретарей административных комиссий. Кстати, на нехватку кадров сетовали не только провальные территории, но и успешные в плане реализации закона поселения.

Как говорится, за что боролись, на то и напоролись. Свежи ещё в памяти времена, когда муниципалы жаловались на недостаток полномочий. С принятием закона о местном самоуправлении полномочия территории получили. Даже с избытком. На примере Закона об административных комиссиях выясняется, что полномочия есть, а исполнять их некому.

По словам спикера краевого парламента Николая Девяткина, проблема с кадрами существует. Но она не из числа тупиковых. Законодательное собрание готово подключиться к её решению. И в плане консультаций по любым правовым вопросам, и в плане обеспечения методической литературой. И, конечно, необходимо внедрять новые формы обучения для секретарей и членов комиссий.

Со спикером согласились все члены Совета. Такое единодушие объяснимо. За полгода на территории Пермского края в общей сложности было создано полторы сотни административных комиссий. Почти две трети из них работают в поселениях, численность жителей которых ненамного превышает три тысячи человек. То есть там, где зачастую проблематичен сам процесс формирования органов власти.

Поэтому вполне закономерно, что около 30 созданных в 2008 году административных комиссий за полгода работы не рассмотрели ни одного протокола об административных нарушениях. Ровно столько же ими было наложено штрафных санкций.

Перед субвенциями все равны

Из справочных материалов о ходе реализации Закона об административных комиссиях, подготовленных управлением аналитической и законотворческой деятельности аппарата краевого ЗС, видно, что первый шестимесячный блин получился комковатым. С передачей полномочий в районы и поселения показатели деятель.ности комиссий практически не изменились. А порой и снизились.

В Нытвенском муниципальном районе за первую половину 2008 года районной комиссией рассмотрено 44 протокола, наложено 37 штрафов. Для сравнения: за этот же период 2007 года было составлено 74 протокола об административных правонарушениях, вынесено 22 предупреждения, наложено 43 штрафа.

Такая же картина в Берёзовском муниципальном районе. 2008 год - 81 протокол, 4 предупреждения, 66 штрафов. 2007 год - 72 протокола, 18 предупреждений, 58 штрафов.

Из аналитической записки явствует и другое: "Необходимо учитывать, что первое полугодие - это период создания и начала работы админис.тративных комиссий поселений. И делать выводы об эффективности их деятельности пока преждевременно".

В общем, ясно одно. Период адаптации вновь созданных комиссий не может длиться долго. И хорошо, что на выездном заседании основные "трудности" были озвучены и взяты на заметку. К проблемам нехватки специалистов нужно добавить ещё и оплату труда этих специалистов.

Участники выездного заседания время зря не тратили - внесли конкретные предложения по денежному содержанию комиссий. Первый камень преткновения, который они попытались убрать, - поправочный коэффициент, определяющий размеры краевых субвенций, - несправедливо разный для городских, районных и поселенческих комиссий.

Прозвучало и предложение изменить закон, по которому штрафы за административные правонарушения перечисляются в бюджет края. "В этом нет никакой логики, - справедливо заметил председатель административной комиссии Краснокамского района Владимир Ваганов. - Если штрафные рубли пойдут в бюджет поселения или района - по месту работы комиссии, - то отдача от её работы, несомненно, увеличится".

Наверное, краснокамский председатель прав. Стимул - великая сила. Однако строить работу комиссий только на карательной основе было бы в корне неверно.

Надо жить по совести

Одними штрафными санкциями сознание наших граждан не изменишь и совести им не прибавишь. Тем более что правонарушения, попадающие в поле зрения комиссий, носят абсолютно "совестливый" характер. Что чаще всего мы нарушаем? Тишину в ночное время! Правила благоустройства, с расползанием несанкционированных свалок! Содержание домашних животных!

Не надо быть юрис.том, чтобы понимать: это мешает жить окружающим. Для того чтобы соблюдать правые нормы, чаще всего достаточно порядочности и воспитания. И здесь впереди Прикамья всего Усть-Качкинское сельское поселение, отказавшееся от принципа "наказание ради наказания".

Председатель комиссии из Усть-Качки Григорий Тарнавский уверен, что люди сегодня не те, что во времена социализма, когда угрозы и запугивания делали их послушными. Советское законодательство было жёстче, но не дало повсеместного уважения закона.

- Мы делаем упор на профилактике правонарушений, - заявил Григорий Тарнавский. - И очень важно, чтобы комиссия пользовалась у населения профессиональным авторитетом. Кроме того, необходимо привлекать для совместной работы социально активную часть жителей. А именно - учителей, медработников, руководителей предприятий и бизнеса.

Не знаю, применима ли в других поселениях практика торжества профилактики над штрафами, когда для пробуж..дения совести достаточно наказания в виде общественных работ на глазах односельчан. Ведь в Усть-Качке почти треть жителей - это люди, имеющие высшее образование. К тому же благодаря своей компактности и некоторой закры.тости здесь большим уважением пользуется служба участковых.

Но пример для подражания, и очень неплохой, есть. Это отметил и председатель ЗС Николай Девяткин.

- Мы передаём полномочия на уровень муниципальных образований с полным финансированием. И это правильно. Муниципальные власти и жители лучше понимают, как решить ту или иную проблему. Чем больше полномочий, тем больше власти на местах. Мы сегодня услышали ряд предложений по усовершенствованию работы административных комиссий. Для этого и проводилось выездное заседание. К сожалению, большинство комиссий выполняют карательную функцию. Это неправильно. Мне очень понравилось, как выстраивают свою работу некоторые комиссии поселений. Мы обязательно изучим их опыт и сделаем всё для того, чтобы распространить его на всей территории Пермского края.

Фото Игоря КАТАЕВА

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах