Примерное время чтения: 6 минут
145

Первый сухогруз покинул стапель

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35 27/08/2008

НЕДЕЛЮ назад в православный праздник Преображения Господня преобразился и залив Камы возле бывшего одноимённого завода, а ныне - Верхнекамского судостроительного комплекса. На речную гладь со стапеля сошёл "Соликамский-6801" - первый сухогруз серии из шести кораблей проекта 17605, заказчиком и инвестором постройки которых является ОАО "Сильвинит".

ПОСМОТРЕТЬ на это не-ординарное даже для былых советских времён событие работники завода, ветераны да и просто жители Нижней Курьи направлялись 19 августа целыми семьями. Так, корреспондент "АиФ-Прикамье" стал невольным свидетелем разговора между одной молодой мамой и её сынишкой лет пяти от роду:

- Почему все идут, куда и мы?

- Чтобы увидеть, как кораблик на воду спустят.

- А он по рельсам поедет или на колёсиках? - проявил малыш недюжинные для своего возраста познания.

В брызгах шампанского

КОНЕЧНО, при длине в 127,34 метра, ширине в 16,6 и высоте с трёхэтажный дом назвать "Соликамский-6801" корабликом можно лишь с большой натяжкой. Неподвижно лёжа на стапеле, на спусковых тележках, он поражал своими размерами, равных которым на судозаводе ещё не знали. Но вот в фас действительно напоминал чьего-то детёныша - правда, очень большого. И только после того как освящённый молитвой и осыпанный брызгами "Советского шампан-ского" сухогруз-первенец по рельсам наклонного слипа сполз в Каму, в 14 часов

45 минут коснулся воды и поплыл, увлекаемый буксиром, все прежние образы заменил один, а именно: какая мощь!

Характеристики и возможности судна проекта 17605, разработанного коллективом украинского ОАО "Черноморсудопроект", что в городе Николаеве, уникальны. Оно относится к типу "река-море", способно трудиться круглогодично, имеет неограниченный район плавания, а запасы топлива позволят одолевать расстояния до шести тысяч миль со скоростью 11,3 узла. Два 1140-киловаттных двигателя, напрямую соединённые с винторулевыми колонками, работают на тяжелом мазуте, а не на солярке, что обеспечит снижение затрат на грузоперевозки до 20 процентов.

У сухогруза - двойные борта и дно, что по международным стандартам обязательно. В пресной воде он может брать 3650 тонн грузов (руду, лес, уголь, зерно, грузы пакетированные и в контейнерах, в том числе и рефрижераторных), и в морской - свыше 6,8 тысячи тонн. При этом его экипаж состоит всего из одиннадцати человек, поскольку все основные функции управления выполняют автоматика и новейшее зарубежное навигационное оборудование. Наконец, "Соликамский-6801" удовлетворяет всем требованиям межгосударственных конвенций по охране человеческой жизни на море и предотвращению его загрязнения. А также - правилам плавания по Суэцкому, Панамскому и Кильскому каналам.

Раньше президента

ВПРОЧЕМ, всё это ещё будет, поскольку сухогруз только спущен на воду. А впереди - доводка внутренняя и внешняя, косметические работы, настройка оборудования и прочее. Затем же - испытания, прохождение мостов и шлюзов гидросооружений, ведь это - первый корабль серии, что само по себе диктует необходимость скрупулёзных наладок и перепроверок всего. Тем не менее уже в октябре текущего года, до завершения навигации, "6801-й" должен покинуть Прикамье и отправиться в свой первый трудовой поход по южным морям Европы: Азовскому, Чёрному или Средиземному - как распорядится собственник.

Напомним, кстати, что за-кладывали "Соликамский-6801" в первых числах сентября 2006-го. С тех пор прошло чуть меньше двух лет, за которые ОАО "Сильвинит" инвестировало в строительство первенца своего грузового флота около 15 миллионов долларов. Причём одновременно со строительством судна велись восстановление и реконструкция завода, где, по образному выражению генерального директора "Сильвинита" Ростяма Сабирова, до этого "цеха стояли без окон, без дверей".

По словам Ростяма Хазиевича, предприятие не может постоянно наращивать объёмы производства без соответствующего транспортного обеспечения. Но Соликамский железнодорожный узел и раньше-то был рассчитан на отправку лишь 4,5 млн тонн грузов в год, а "Сильвинит" уже в 2005-м перевез свыше 5,2 миллиона. Не хватает вагонов, при том, что порт калийщиков способен отгружать в навигацию до одного миллиона тонн. Поэтому появилось решение создать собственный флот, и начались поиски компании, которая могла бы строить сухогрузы нужного класса. Искали в Китае, искали в России, в СНГ, но в результате остановились на пермском судозаводе "Кама", прекрасно понимая, не только каких затрат потребует такое партнёрство, но и какие оно несёт перспективы. А затем и в рамках страны по инициативе прежнего президента Владимира Путина была принята программа поддержки отечественного судостроения.

Праздник для всех

ПАРТНЁРСТВО прикам-ских калийщиков и корабелов, безо всякого сомнения, себя оправдало. Пока "Соликам-ский-6801" качается на речной волне, в реконструированном эллинге идёт формирование корпуса "6802-го", заложенного в январе сего года. А поскольку теперь завод может одновременно строить по два крупногабаритных судна, то не за горами и закладка "6803-го". Кроме модернизации эллинга произведены капитальный ремонт и расширение стапеля, всего комплекса спусковых дорожек слипа, рельсы которого были заменены со сгнивших деревянных на стальные. Частично восстановлен кадровый потенциал предприятия, сохранён костяк коллектива, хотя пока не обойтись и без труда вахтовых бригад из Нижнего Новгорода, Ижевска, Астрахани и даже Николаева.

Всего ООО "Верхнекам-ский судостроительный комплекс" должно поставить ОАО "Сильвинит" шесть универсальных сухогрузов проекта 17605. То есть оно гарантированно обеспечено заказами на ближайшие 4-5 лет. Каждое следующее судно здесь собираются завершать быстрее предыдущего - по мере совершенствования производственного процесса. Важно и то, что уже в этом году реки и моря будет бороздить "Соликамский-6801", демонстрируя другим потенциальным заказчикам преимущества проекта 17605 и мастерство пермских судостроителей.

Думается, 19 августа 2008 года со всем основанием можно назвать знаменательной вехой в жизни не только возрождённого завода, но и всего края. В экономику Прикамья вернулась целая отрасль, вернулась с новым запасом прочности, причём не благодаря, а вопреки обстоятельствам. И, по сути, без вмешательства государства, но с помощью крупного бизнеса, осознающего свою ответственность.

- Мы все так долго ждали этого события, - рассказала перед церемонией спуска на воду сухогруза-первенца крановщица Верхнекамского судостроительного комплекса Ирина Хомякова, пришедшая к стапелю вместе с детьми и мамой, Галиной Чернышовой, ветераном завода. - Нынче - праздник для всех нас, для микрорайона, для города. Праздник, вселяющий уверенность в завтрашнем дне.

Фото автора

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах