Он не позволял себе хотеть стать кинорежиссёром. Было два веских аргумента против.
Опыт двоюродного брата, так и не сумевшего пробиться во ВГИК (в то время во ВГИКе властвовал жестокий блат), - раз. И советская система, в которой немыслимо было представить, чтобы человек без соответствующего диплома был допущен к таинству кино, - два. Однако тайные желания не менее явных влияют на ход истории. Советский Союз рухнул. Двери ВГИКа открылись. Он зашёл туда и вышел без трепета.
- Если бы кто-то взялся снимать фильм о тебе?
- Я не соглашусь. Мне хватает своих внутренних рефлексий, а ещё их визуализировать... Ни за что.
Поставить зеркало герою
Стиль, принятый документалистами "Нового курса", предполагает абсолютную открытость героя: он спит, ест, ругается, выпивает, слушает радио, надевает чулки, соблазняет женщину - камера всегда рядом и включена. Доверие к оператору можно как-то объяснить, но камера обязательно раскроет сокровенное всему миру.
- Как склонить героя к участию?
- Прикормить. Сначала общаешься, ненавязчиво пытаешься изложить свои идеи, поговорить на абстрактные темы. Потом приходишь с камерой, но самого героя не берёшь в кадр. Если художник - поснимаешь картины. Если есть кот, снимаешь кота. Следующий этап - запись короткого интервью. В конце концов приезжаешь без камеры, и он спрашивает: почему сегодня не снимаем? Что случилось?
- Так было с Горлановой?
- Меня ввела в дом Нины Горлановой её подруга, известный в Перми журналист Татьяна Черепанова, и сразу возникло желание снимать, причём желание взаимное. Я даже не понимаю, почему до меня никто этого не сделал. Там как раз было настоящее сотворчество. Мы созванивались, я приходил с камерой, мы стряпали пельмени или заклеивали окно...
- Или писали телеграмму Путину. Это режиссёрский ход?
- Нет, для неё отправить телеграмму Путину или Ельцину - обычное дело, она с завидным постоянством это делает. Я не знаю, как сейчас, мы потеряли связь. - Алексей молчит, мысленно пролистывает свою фильмографию, и признаётся: - Так получается, я не поддерживаю связь со своими героями.
- Ну, так отработанный материал...
- Не согласен. Самый главный эксперимент режиссёр ставит над собой. Мне так кажется. И в то же время кино влияет на судьбу героя. Как влияет - тоже вопрос. Есть вопрос ответственности.
- Людям, как правило, не нравится их изображение, а вы ставите зеркало, в котором отражается кусок жизни целиком.
- Они даже свой голос поначалу не узнают. Но у меня такой проблемы нет. Я же их приручаю, прежде чем "поставить зеркало во весь рост".
- Один из первых проектов, в котором ты участвовал, закончился плохо.
- Это случилось за рамками проекта. Мы с Сергеем Лепихиным снимали фильм о девушках-наркоманках. После съёмок они умерли. Не думаю, что кино сыграло роковую роль. Скорее, наоборот. Участие в проекте их удерживало. Съёмки наполняли жизнь смыслом.
Съёмки всегда наполняют жизнь смыслом.
- А потом - обвал?
- Они погибли по другой причине.
Беспроигрышный вариант
- В неигровом кино режиссёр рискует остаться ни с чем. Герой может выкинуть любой фортель. Например, откажется от съёмок. Принудить его невозможно, и проект летит в корзину?
- Так ведь это же очень интересно! Акценты смещаются. Если он, автор, - документалист, то может сам стать героем этого фильма. Чем-то виноват он. Это с ним произошла история - снимал и не смог удержать героя. Есть пример, когда режиссёр положил себя на операционный стол и стал препарировать под камерой.
- Получается, документальное кино - это беспроигрышный вариант?
- Оно интереснее, чем игровое, потому что там больше непредсказуемости. Хотя степень художественной подвижности и там и там есть, и довольно высокая.
- Председатель жюри фестиваля "Флаэртиана-2008" Павел Павликовский успешно снимает игровые и документальные фильмы. Может режиссёр, не сбиваясь со стиля, ходить между игровым и неигровым кино?
- Для документалиста - легко. Они более подвижны, профессиональны. Мне кажется, в разрешении каких-то кинематографических ситуаций они более гибкие. Масса примеров, когда документалисты перешли в игровое кино - и нормально, а когда игровики начинают снимать документальное кино, что-то вымучивать, получается что-то такое неестественное. Хотя есть исключения.
- Документалист, поиграв в игровое кино, рискует сбить руку и дыхание?
- Только чувство стиля и вкуса регулирует эти вещи. А всё остальное - вопросы драйва. Вот как говорит Печёнкин: в режиссёре должны быть интерес к фильму и драйв. И профессионализм, конечно.
- Что-то мне игровые фильмы Павла Печёнкина образца 90-х не кажутся успешными, хотя драйв там был.
- Это так называемое "банковское кино", и это 90-е. Деньги давали какие-то банки.... надо было отбить. Это не показатель.
- Вы сейчас готовитесь снова снимать игровое кино?
- Да, как раз числа 12-15 сентября хотели начать, но кас-тинг затянулся... да ещё фестиваль. А после фестиваля Печёнкин поедет в Госкино сдавать нашу последнюю работу... В общем, не будем об этом и тем более о сроках.
Приключения иностранцев в Перми
Выходные данные: Алексей Романов, 2008 год, Россия, по заказу Госкино РФ.
- Иностранцы - темнокожие ребята из медакадемии. Они из одной страны, но по темпераменту очень разные.
- Для нас же они все на одно лицо, а тут и темперамент разный?
- Да. Один такой сугубый тип - кирпич. Конкретные цели: получить диплом, стать обеспеченным человеком у себя на родине. Второй - раздолбай, который совершенно случайно сюда приехал, только потому, что первому скучно было ехать в Пермь одному. Раздолбай не хочет ни язык учить, ни учиться, но как-то тянется и тянется по инерции.
- Временной период?
- Все госкиновские проекты ограничены во времени. Мы сменили нескольких героев, прежде чем нашли этих ребят. Снимали с апреля по июль. Там есть всё - и экзамены и русские друзья, и родной дядя, который работает в "политехе". Они потому сюда и приехали - из-за дяди.
- Они ощущают разницу между Пермью и Новосибир-ском, например?
- Они немногое знают: Свердловск, Челябинск, Краснодар. Вся Россия одинакова для них, кроме Москвы.
- Когда мы увидим фильм?
- А что значит - увидим фильм? Госкиновские фильмы на 90% где-то валяются, их даже на фестивале нельзя увидеть.
- Есть же авторская копия? Когда и кому ты его покажешь?
- Скажу так: заинтересованные лица фильм увидят.
- Где можно выучиться на режиссёра документального кино?
- Нигде. Это стечение обстоятельств.
Фото Сергея КОПЫШКО
АВТОБИОГРАФИЯ
Алексей РОМАНОВ - сценарист, режиссёр, член Союза кинематографистов России. Родился в СССР. Изучал профессию по журналам "Искусство кино" и "Киносценарии". После школы в Чёрмозе не окончил ПГУ, затем не окончил ВГИК. Впервые взял в руки камеру тёплым августовским днём (год не помнит). Окончил школу-студию Павла Печёнкина ( "Новый курс"), киношколу ИСАР-ВВС; сценарные курсы, стажировался в США.
Фильмография:
"NEIGHBOURS", 2001 г. - Гран-при фестиваля "EuroShort", Варшава, 2001 г. - "Приз за лучший дебют" на XIII фестивале "Россия" (Екатеринбург, 2002 год);
"КОММУНАЛЬНОЕ ТАНГО", 2004 г. - номинация на премию "ТЭФИ-2006";
"ИЗ МОСКВЫ В РОССИЮ И ОБРАТНО", 2005 г. - фильм-участник фестивалей "Mediawave-2006" (Венгрия), "Кинотеатр.doc", клубных показов ("Икра", клуб "На Брестской", Москва);
"РЕКА, ВПАДАЮЩАЯ В НЕБО", 2006 г. - приз за лучший неигровой фильм на фестивале "КиноConnect", 2007 год, эфир телеканала "Культура";
"РИТУАЛ ОСЕННЕГО ВЕТРА", 2001 г. - лауреат VI Всероссийского конкурса журналистов "Экология России - 2001" (Москва), призёр фестиваля "JVC Tokyo VF" (Токио), 2008 г.;
"ХРЕБЕТ РОССИИ", 2007 г., телевизионный сериал, 12 серий (режиссёр пилотной серии).
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть