aif.ru counter
98

Виктория Васильева: "Я знаю, что такое любовь, когда это не твоё"

Она любит получать цветы, но не любит 8 Марта, потому что "глупо поздравлять женщину с тем, что она женщина". Она завидует ощущению "благой праздности" и не умеет по-настоящему отдыхать, считая самым ценным полноту переживания - "чтобы всё время что-то чувствовать".

Она любит получать цветы, но не любит 8 Марта, потому что "глупо поздравлять женщину с тем, что она женщина". Она завидует ощущению "благой праздности" и не умеет по-настоящему отдыхать, считая самым ценным полноту переживания - "чтобы всё время что-то чувствовать".

Она не переносит ложь и пытается привить эту неприязнь будущим журналистам. Сегодня у нас в гостях преподаватель кафедры журналистики ПГУ Виктория ВАСИЛЬЕВА.

Об особенностях "анрибарбюсы"

- Когда Вы работаете со студентами, то умудряетесь соблюдать субординацию и в то же время быть такой "своей". Как это удаётся?

- Я с детства не понимала, почему взрослые думают, что они имеют преимущества. Для меня старший - просто человек, который раньше родился. И среди взрослых, и среди молодых есть как полные идиоты, так и интересные люди.

- А как же быть с ностальгией?

- Я никогда не ностальгирую. Да, я недавно сфотографировала дом своего детства - деревянный дом бабушки в Мотовилихе. Но у меня нет никакого ностальгического чувства, когда я на него смотрю. Я просто подумала, вдруг пригодится, вдруг я что-нибудь когда-нибудь напишу, но не потому, что это особенное время, которого, может быть, не знали другие люди. А потому что в детстве, когда я жила в Мотовилихе, у нас была особенная жизнь, но не по отношению ко взрослым, или к сегодняшнему дню, а по отношению к другим улицам. Мы, например, сооружали сцену во дворе и устраивали спектакли. Ещё у нас были особенные коварные игры. Вдоль улицы шла мостовая, выложенная булыжником, и деревянные мостки для пешеходов. Нужно было чётко знать, кто в твоей команде, а кто нет, и столкнуть чужака с этих мостков. Когда мы учились в младших классах, то читали на крышах сараев всякие запретные книжки, например... анатомию человека.

- И что это за улица?

- Анри Барбюса. Мы не знали, что это писатель. Мы вообще долгое время не знали, что это два слова. Раньше ведь нельзя было уметь читать до школы. Считалось, если ребенок придёт в школу, умея читать, то ему будет скучно. В общем, мы думали, что "анрибарбюса" - это нечто, что есть только на нашей улице.

- Наверно, потому что был затевающий лидер? И можно догадаться, кто...

- Ну да... Бабушка называла меня "поперёшной". В мотовилихинской школе мою "поперёшность" направляли в нужное русло. Но потом родители переехали, и я пришла в другую школу. Через полгода мне объявили бойкот всем классом. Его организовала учительница, которая не смогла стерпеть моей самости. Последней каплей стал случай, когда я отказалась шить к 8 Марта фартуки, как у всех.

Я просто знаю, где нахожусь

- Сферу деятельности Вы тоже из "поперёшности" выбрали?

- Нет, я всегда знала, что буду преподавателем русского языка и литературы. Были моменты, когда я могла пойти другим путём. Я, например, почти уже пошла на вокзал, чтобы ехать в Москву и поступать на цирковую режиссуру. Я очень любила цирк и знала его. Но всегда есть ощущение того, что ты сам собой представляешь. Это не страх перед новым или комплекс неполноценности. Ничего подобного! Я просто знаю, где я нахожусь. Я нахожусь в языке.

- Кстати, о месте. Вам довелось четыре года работать в Австрии. Как Вы туда попали?

- Случайная встреча в Моск-ве на конференции, посвящённой Высоцкому. Я выступала с докладом, а руководителями секции оказались преподаватели из Грацевского университета, пригласили к себе работать. Через три месяца я уже была там. Мне в общем-то всё равно, где жить. Есть, разве что, климатические ограничения. Например, я тяжело переношу жару, поэтому не смогла бы жить в Африке.

- Почему же вернулись в Россию?

- Русские знакомые недоумевали, почему я уезжаю, они говорили: "Ты опять уедешь в этот кошмар! Тебе придётся думать о деньгах, о здоровье". В Австрии я хорошо заработала, приехала оттуда на машине. Я сама не могла сразу понять, почему уезжаю. Но потом поняла: мне нужны люди, живущие на языке, а не просто на нём говорящие.

- То есть денежная сторона работы вас совершенно не волнует?

- На самом деле человек бедный, потому что думает, что он бедный. И богатый, если он умеет жить по средствам. Это же элементарно! Я умею жить по средствам. Наверно, благодаря своим родителям. Насмотревшись на то, как они считали каждую копейку, я решила, что никогда не буду так жить. Если у меня не будет этой копейки, я смогу прожить без неё. Но если она будет, то я постараюсь сделать так, чтобы она была не одна. У жизни нет сослагательного наклонения. И если ты хочешь быть несчастным, то ты будешь мыслить примерно так: "А что было бы, если бы..."

Откуда растут деревья?

- В любви тоже не может быть "А что было бы, если бы..."?

- В принципе, да. Например, в своего первого мужа я влюбилась по телефону. Целый год мы общались по телефону. Потом встретились и через какое-то время поженились. Жили вместе долго и хорошо. А разошлись по очень простой причине: мы полностью прожили нашу общую жизнь. Каждый стал другим.

- Ваш второй муж - известный поэт и музыкант Григорий Данской. Если не ошибаюсь, когда вы познакомились, он был вашим студентом.

- Тогда было много разных студентов, которые давали мне какие-то тетрадки со своим творчеством. Все их тетрадки были только про них самих. Гриша был взрослее других и никаких тетрадок мне не давал. Но в нём оказался целый мир, от него как будто отдельный, в котором тебе тоже есть место. Я пережила просто шок, когда пришла к нему на концерт. Ну студент... ну пригласил на концерт - подумаешь! Но когда я услышала его, то в темноте вынула записную книжку и стала записывать за ним строчки. На следующий день на занятиях мы эти строчки анализировали со студентами, потому что это настоящая поэзия.

- Говорят, что именно благодаря Вам Данской стал звездой.

- Это неправда. Вот уж полная глупость! Мой опыт переживания всегда связан с какими-то реальными событиями, потому что я обыкновенный человек. И когда я их переживаю, то на этой ране потом вырастает новое дерево. На нём появляются листья. Эти листья снова могут брать кислород - и можно жить дальше. У художников всё вырастает из них самих. Тот опыт, который они получают, намного богаче, чем события, которые к нему привели.

- Вы противопоставляете себя людям искусства, но сами тоже пишете рассказы, сценарии...

- Это несопоставимые вещи. У меня очень небольшое портфолио, как сейчас принято говорить. Все мои рассказы написаны из абсолютно реальных событий. Даже если мне это приснилось, то мне это реально приснилось.

- Как возник псевдоним Виктория Бегун?

- Это не псевдоним. Бегун - моя девичья фамилия. Васильева - это такая роль. По должности я доцент, и фамилия у меня Васильева. А Виктория Бегун - это я сама.

- Легко ли быть вместе двум таким неординарным личностям, как Виктория Бегун и Григорий Данской?

- Я очень многого в жизни не понимаю. А в разговоре с ним это понимание приходит. И это самое ценное в общей жизни. У него трудная работа - его собственная жизнь. У меня сложная работа - студенты. Я чувствую разницу. Наверно, для того чтобы мне как-то смирить свои собственные амбиции, нужно было, чтобы рядом оказался человек, который рождён для вечности. Я теперь даже не знаю, как быть со словом "любовь". Потому что любовь - это желание обладания. Ты хочешь, чтобы это было твоё. Я знаю, что такое любовь, когда это не твоё.

Смотрите также:



Газета Газета

Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Почему сложно дать тепло летом, если стоит холодная погода?
  2. В какие страны можно улететь из Перми?
  3. Что за точки на яблоках?
  4. Кто выйдет на пенсию досрочно?
  5. Смогла ли пенсионерка вернуть деньги?
  6. Может ли работодатель навязать банк?
Объединять ли школы в Перми?