Примерное время чтения: 6 минут
661

Известный политолог о том, почему Путин попросил Басаргина «не дергаться»

14 сентября в 30 российских регионах будут избирать нового главу. При этом в 19 субъектах выборы носят досрочный характер: губернаторы сами напросились на них, получив благословление Кремля. Впрочем, не всем желающим это удалось. Так, в Пермском крае в этом году досрочных выборов не будет, хотя Виктор Басаргин и просил об этом Владимира Путина. В ответ же получил лаконичное «Не дергайся». Политический аналитик Александр Кынев рассуждает, почему в Пермском крае не стали досрочно выбирать губернатора.

Где возможна интрига на губернаторских выборах, или во всех регионах поле зачищено для ставленника Кремля?

– На мой взгляд, какая-то интрига может быть в пяти-шести регионах. Это Оренбургская и Ленинградская области, Ставропольский край, республики Башкирия и Алтай. Под вопросом – ситуация в Орловской области. Теоретически может быть интересен Красноярский край, где высокая степень электоральной независимости избирателей.

Сценарий выборов станет понятен в конце июля, когда завершится регистрация кандидатов. Но в большинстве регионов мы будем наблюдать полуреферендумные процедуры. И здесь есть две вещи. С одной стороны, федеральному центру, который проводит не выборы, а вот такие своеобразные референдумы по отношению к выдвинутым Кремлем кандидатам, важно сохранять статус-кво. Потому что есть опасение возникновения «принципа домино»: если в каком-то регионе позволим свободную конкуренцию на выборах, довести до второго тура или даже сменить власть, тогда следует ожидать подобные ситуации в массе других регионов, где есть много недовольных. И опыт 2012-2013 гг., в принципе, такие страхи подогревает. Но! Сегодня главные политические риски заключаются в том, что за последние годы в нашей стране очень сильно перегнули палку с точки зрения усиления властных полномочий региональной власти.  

Чем грозит усиление роли губернаторов в последние годы?

– Исчезают главные противовесы губернаторов – сильные региональные парламенты и местное самоуправление. Почти по всем регионам мы видим сокращение депутатов, работающих на постоянной основе, что означает ослабление местных Заксобраний. Второй противовес в виде МСУ также ослабляется или исчезает. Реформа МСУ в тех регионах, где она будет применяться на полную катушку, фактически ликвидирует МСУ.

По сути, единственным противовесом для глав регионов остаются местные силовики в тех случаях, когда они независимы от губернаторов. Но если провести региональный мониторинг, то увидим, что в большинстве случаев они довольно быстро вступают в сговор. И если поначалу силовики еще как-то пытаются занимать позицию, отличную от главы региона, то потом очень быстро возникает и работает круговая порука. Поэтому в регионах губернаторы выступают полноправными хозяевами территорий. 

Более того, на их усиление влияют изменения в избирательной системе. Во-первых, это увеличение мажоритарной доли на выборах в Госдуму, когда часть списков будет составляться в регионах. Губернатор станет ключевым звеном, который будет определять состав депутатского корпуса, решать, кого пустить, а кого – нет. Это вещь, которая пока незаметна, но очень сильно будет играть через пару лет. 

Та же история с выборами в местные Заксобрания – сокращение доли партийных депутатов приведет к снижению влияния партийной вертикали на регионы, тем самым – к росту влияния собственно губернатора. Добавьте к этому жесточайшую систему регистрации кандидатов по одномандатным округам. Сегодня все, кроме пяти партий, имеющих льготу на федеральном уровне, должны собирать три процента подписей. Это фактически запретительный барьер, регистрация в режиме ручного управления. А кто будет осуществлять ручное управление? Губернатор. В итоге глава региона оказывается тем самым звеном, который будет решать, и кто в Госдуму пойдет, и кого пустить на региональные выборы. Получается гипертрофированное усиление полномочий губернатора. И если представить себе, что по каким-то причинам политическая и (или) экономическая ситуации начнут меняться в худшую сторону, то мы получаем в некоторых регионах полуокуклившиеся сатрапии, полуготовые государства, которые в случае чего могут даже перейти в свободное плавание с той или иной степенью независимости.

Вспомните Среднюю Азию, которая была базовым оплотом КПСС. Те, кто смотрел последние съезды КПСС, знают, что агрессивно послушное большинство составляли в основном депутаты из Средней Азии. Они стройными рядами голосовали за территориальную целостность СССР. Это спасло страну?! Как только система затрещала по швам, они сразу же отделились и стали самостоятельными государствами.

В таких условиях аргументом в пользу того, чтобы хотя бы в одном регионе допустить реальную конкуренцию на выборах, может быть эффект острастки. По-хорошему сейчас умные головы внутри власти должны понимать, что пошло что-то не так, перегнули палку, и это грозит большими рисками системе. Поэтому было бы полезным в двух-трех случаях дать возможность провести реальные конкурентные кампании, чтобы показать остальным губернаторам, что всё-таки рычаги воздействия и давления на губернаторов есть. В этом заключается одна из главных тем, на которой сегодня должны делать акцент и эксперты, и пресса. 

Почему Владимир Путин не дал добро Виктору Басаргину на досрочные выборы, сказав «Не дергайся!»?

Конечно, решение о назначении досрочных выборов зависит от сложной компиляции многих факторов. Но надо понимать, что распределение губернаторских постов – это вопрос взаимоотношений между федеральными элитами.  Я бы рассматривал в одной связке Пермский край, Свердловскую и Тюменскую области.  Это зона ответственности одной и той же федеральной элитной группы. Тюменского губернатора пустили на досрочные выборы. А что такое досрочные выборы губернатора, поддержанного Кремлем? Это пролонгация его полномочий на четыре-пять лет. И давать такие щедрые подарки на все регионы одной группе никто не станет. Это могло стать одной из причин, почему в Прикамье и Свердловской области пока решили сохранить статус-кво. Тем более если передавать их в чьи-то другие руки, то сразу возникает вопрос баланса. К тому же еще нужно понять, кому передавать эти слишком крупные куски.

Напомню, год назад в подобной ситуации, когда ходили слухи о том, что вот-вот грядут досрочные выборы губернаторов, находились несколько регионов: например, Башкирия и Калмыкия. Но ничего не произошло, досрочные выборы глав в этих регионах назначили год спустя. 

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах