80

«Мгновения» Татьяны Лиозновой

 Для меня она не была великой. Просто имя и фамилия в титрах любимого фильма о советском разведчике. Режиссер всегда остается за кадром. Лишь спустя долгое время я поняла, хоть и не осознала до конца – что же сделала эта женщина, сняв «Семнадцать мгновений весны». О ней не хочется говорить, используя слова «культ» или «шедевр», слишком они пафосные. А пафос и Лиознова – понятия несовместимые. 

Рассказывали, что она прошла свой путь в кинематографе от самых низов до режиссера, и поэтому на площадке всегда все знала: что кому сказать, куда и каким образом пойти. Она называла актеров «дурными детьми», была деспотом и тираном, но безудержно любила свою работу. Иначе не смогла бы создать «Семнадцать мгновений весны». Старина Мюллер – Леонид Броневой – признается, что до сих пор не понимает – как Лиознова подняла эту махину? Да и кто из нас это понимает? За создание фильма о Штирлице её наградили орденом Октябрьской революции с формулировкой «за участие в фильме»… А еще во время войны Татьяна Лиознова была донором со своей первой группой крови. Но это так, к слову.

Штирлиц навсегда

Конечно, сразу после выхода на экраны, фильм разошелся на цитаты и анекдоты. Между тем, придумывать было ничего не надо. Процесс создания и без того был наполнен курьезами, несмотря на жесткий характер режиссера.
Лев Дуров на одной из актерских посиделок рассказывал нам, как Лиознова учила его «правильно» отвечать на докладе у комиссии сектора кино и отдела культуры ЦК КПСС.
- Лева, без всяких твоих шуток, вроде Магадана, - говорила она, поправляя ему галстук. – Иначе я тебя зарежу, и ты никуда с нами не поедешь.
Но Дуров удержаться не смог, такой уж у него был характер. Выйдя из зала заседаний, он увидел в глазах Лиозновой непролитые слезы.
- Пусть Слава убьет меня где-нибудь под Москвой…, - сказал Дуров и сбежал от проклятий, которые неслись ему вслед. Комиссия запретила Лиозновой выезжать из страны на съемки. Швейцарию снимали в Калининграде и в Ялте.
Юрий Визбор нагло пользовался тем, что его принимают за Бормана. Когда его останавливали за превышение скорости, он выскакивал из машины с фразой: «Здесь Борман». После чего его с извинениями отпускали.
Красавец Тихонов в качестве Штирлица Татьяне Лиозновой не понравился вообще. Позже она говорила, что стала работать с ним только потому, что все другие были заняты. И лишь сцена в «Элефанте», которую она придумала сама, убедила Лиознову, что Тихонов – тот самый Штирлиц. Лукавила ли она или нет – сейчас об этом можно только догадываться. К тому же, для нас Вячеслав Тихонов навсегда останется единственным и неповторимым.
Еще она рассказывала, что, по слухам, Фидель Кастро на каждом вечернем заседании кубинского правительства не досчитывается нескольких ключевых министров. Оказалось, что те сидят по домам и смотрят фильм о советских разведчиках. Кастро поступил радикально: потребовал привезти ему картину и устроил просмотр для членов правительства.

Моя железная леди

Мне не стыдно: вчера я рыдала весь вечер, когда узнала, что она умерла. Было горько. Потеря каждого, на чьих делах и душах лежит основа нашего наследия, с каждым разом сдвигает нас к пропасти. До конца жизни Лиознова оставалась жесткой и резкой в высказываниях. Она говорила, что «Мгновения» для неё – старый фильм, снятый сто лет назад, и пересматривать его она не видит необходимости. Но иногда мне кажется, что этот фильм – то немногое настоящее, что у нас еще осталось.

Смотрите также:

Оставить комментарий (14)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах