aif.ru counter
103

Первый Гельман появился в Древнем Египте

Фото: Сергей Копышко

История современного искусства простирается далеко за пределы того, что мы и даже наши прадеды могут назвать современностью. Так, например, первый Гельман был замечен ещё в Древнем Египте. Тогда же — впервые в истории человечества — появилась идея креативной экономики. 
Дело было так: местному фараону Хеопсу надоело смотреть на унылые виды пустынь и узкую полоску зелени по берегам Нила, и он решил начать преобразование культурной среды. Понятно, что самостоятельно фараон бы наворотил чего-то такого, что было бы никому неинтересно, но правитель был неглуп, поэтому явно обратился за помощью к первому в мире менеджеру культуры. В результате этого решения в Каире появился первый в мире музей современного искусства — Пирамида. Главное, Каира ещё не было, а музей уже был. Сейчас многие начнут утверждать, что пирамида — это якобы не музей, а гробница, а я вот что скажу: а вы таки видели там труп того самого фараона? Нет! А в том же Эрмитаже труп есть. Следовательно, гробницей скорее является Эрмитаж, а не пирамида.
На музее инициативные египетские власти не остановились. Вторым их шагом был паблик-арт. Первым арт-объектом Египта стал небезызвестный Сфинкс, украсивший вход в музей. В те далекие времена люди мыслили несколько масштабнее, чем мы, потому и объекты искусства у них были в разы больше, соответственно, и финансирование тоже. При этом никто из египтян и пикнуть не посмел против решения фараона украсить страну подобными изысками. Впрочем, история показала, что Хеопс был прав, послушав первого в мире Гельмана — египетский совриск (а на момент своего появления он реально был таковым) кормит страну за счёт туристов уже не одну тысячу лет. 
Пропалив эту тему, к Египту присоединился Вавилон со своей инсталляцией «Башня». Однако, в отличие от египтян, вавилоняне были настроены более скептически по отношению к культурной политике своих властей, и сделали примерно то, что некоторые пермяки хотели сделать с «Воротами» Полисского — а именно уничтожили арт-объект. Зиккурат еще несколько раз восстанавливался и служил местом поклонения богу Вавилона Мардуку (предположительно, под этим именем гельман появился в истории человечества второй раз). В конечном итоге, Вавилон был разрушен, но до сих пор остался в памяти как первый в истории город, имевший свой бренд.
По пути вышеупомянутых цивилизаций пошли и власти Китая. До жёсткого совриска они дошли, правда, только в III веке до нашей эры, когда император Цинь Шихуанди создал самый масштабный арт-объект в истории человечества — Великую Китайскую стену. Многие историки и культурологи пытаются постичь смысл этой стены, но я вам скажу, что никакого смысла в ней нет, как и в любом другом арт-объекте. Кроме того, при креативном правителе были созданы легендарные терракотовые человечки. Есть серьезные подозрения, что именно они были прототипами пермских Red People Люблинского или снеговиков того же Полисского. Ну и что? Арт-объектам не обязательно быть уникальными! Тут возникает вопрос — помогал ли все-таки Гельман креативному китайцу или тот справился сам? Вопрос сложный, однако из блога Марата Александровича доподлинно известно, что Китай он все-таки посещал.
На этом, дорогие дети, мы с вами заканчиваем изучать альтернативную историю культуры Древнего Востока. Следующая лекция будет посвящена истории античной культуры. В ней я расскажу о первом в истории человечества главе Культурного альянса — Александре Македонском.
*Мнение автора может не совпадать с официальной версией истории мировой культуры

Смотрите также:

Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах