Кинематограф с самого своего появления задумывал изумлять своих зрителей, обманывать их, придумывая все новые иллюзии. Братья Люмьер в свое время заставили своих зрителей прятаться под стулья от несущегося навстречу поезда, Джеймс Кэмерон — пригибать голову от летящего на драконе синего человечка, Павел Буслов вообще оживил покойника, повергнув зрителя в шок и трепет. Короче, каждый изгаляется, как хочет, изобретая разнообразные фишки, чтобы мы с вами сказали: «Вау! Такого я еще никогда не видел(а)!». Режиссер Мишель Хазанивичус не стал выдумывать ничего нового, а пошел по пути хорошо забытого старого, сняв в XXI веке черно-белое немое кино под названием «Артист».
Идея обратиться к «великому немому» возникла у Хазанивичуса уже давно, однако деньги на столь отчаянный эксперимент выделили режиссеру не сразу. Да и, по большому счету, странно, что вообще выделили, ведь современный зритель привык к звуку, цвету, спецэффектам — ради всего этого он и ходит в кинотеатр, принося инвесторам и создателям фильма деньги. Понимая, что «Артист» не наделен вышеописанными достоинствами, пермские кинотеатры в массе своей решили проигнорировать фильм. Лично мне такая ситуация кажется странной, ведь фильм Хазанивичуса уже успел окупить затраченные средства и даже принести прибыль, а, значит, на него ходят зрители. Кроме того, «Артист» номинирован на 10 «Оскаров», в том числе и на самый главный — «лучший фильм года». Уже эти факты должны были натолкнуть пермские кинотеатры на то, что неплохо было бы закупить такую киношку, но они, похоже, не обладают той смелостью, которая есть у авторов «Артиста».
Между тем, эксперимент более чем удался! Стилизация фильма под кино 20-х годов выполнена просто блестяще. Настолько блестяще, что «Артист» не выглядит бледной копией и пародией на «великого немого», а является совершенно самостоятельным творческим продуктом. Действие фильма разворачивается на рубеже 20-30-х годов, когда эра немого кино заканчивается, и появляются первые звуковые фильмы. Актер Джордж Валентайн (в исполнении Жана Дюжардена) — звезда немого кинематографа. Он красив, потрясающе улыбчив и сногсшибательно обаятелен. Его обаяние усиливает собачка (в исполнении терьера Угги), которая обожает хозяина, выполняет по его команде любые трюки, подыгрывает ему в маленьких шалостях и даже однажды спасает ему жизнь. И жила бы эта парочка все также весело, если бы какой-то умник не придумал озвучивать фильмы. Валентайн считает эту идею несусветной глупостью, но вот киностудия, на которой он работает, с ним не согласна, поэтому актеру приходится уйти. Звезда, никак не желающая заговорить и искренне считающая, что диалоги только испортят искусство кино, начинает быстро угасать. Так и погиб бы артист в бесславии, если б одна прелестная девчонка — восходящая звезда нового звукового кино, которой он когда-то помог попасть на экран, — не взяла его судьбу в свои руки. Кончается все, конечно, хэппи-эндом. Не стоит ждать от этого кино глубокой мысли, огромной драмы и прочих арт-хаусных умностей — картина именно из тех обаятельных, трогательных, наивных и добрых мелодрам, которые мировой кинематограф пачками выпускал в 20-х годах. При этом оторваться от экрана просто невозможно — действие захватывает полностью, и вот уже современному зрителю не нужен диалог. Его, привыкшего к каменным лицам современных актеров, заставляет плакать один-единственный взмах ресницами, а смеяться — одна-единственная улыбка. Живая мимика исполнителей ролей избавляет от необходимости услышать текст из их уст — голоса героев начинают звучать не с экрана, а в головах зрителей, что делает сцены эмоциональней и дает простор фантазии.
Эта картина — в стиле 20-х и про 20-е — тем не менее, не могла появиться в ту эпоху. «Артист» — это рефлексия, ностальгия, идеализация века немого кино, признание в любви к этому жанру, в то время как аутентичные фильмы того времени, как и любой из нас, не очень-то ценят период, в котором существуют. Кроме того, есть один технический момент, который указывает на то, что «Артист» произведен не в золотой век Голливуда — это звук. Да, в картине пару раз появляется озвучка, причем, используется она как спецэффект и появляется только два раза за весь фильм. Первый раз звучание обретают предметы — стакан с виски, упавший карандаш, летящее перо. Для зрителя, как и для героя, это также неожиданно и оглушающее как внезапный взрыв. Мир Валентайна начинает наполняться звуками, и только он по-прежнему не может произнести ни слова. Впрочем, в конце главный герой произносит с экрана одно-единственное слово (какое — не скажу, посмотрите сами), и после этого ты чувствуешь себя так, как будто сбылась твоя мечта — «великий немой» заговорил. Правда в итоге, после просмотра «Артиста» хочется, чтобы кинематограф снова замолчал, прекратил нести ту ахинею, которую вкладывает в уста актеров, прекратил штамповать на компьютере неведомых зверушек, делать маски покойных бардов, а снова начал бы играть — каждым кадром, каждым звуком, каждым движением ресниц. Как показала съемочная группа нового немого шедевра, это возможно. Наверное, даже сам Эйзенштейн аплодировал бы стоя.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.