Примерное время чтения: 5 минут
136

Испытано на себе: развлекаться в забое не рекомендуется.

Фото: Сергей Копышко

Профессия  шахтёра овеяна романтическим ореолом. В действительности - это тяжелая, трудоемкая, рискованная работа. Не так давно мне довелось побывать в одном из самых таинственных подземелий Пермского края.

Экипировка

Прежде, чем спускаться в соляную шахту, наш маленький отряд переодевается. Для начала – кальсоны и хлопковая фуфайка с длинным рукавом. Следом натягиваем мужские носки, ибо различий по половому признаку здесь не делают. Комбинезон и рабочая куртка, казалось бы, завершают экипировку, однако впереди примерка обуви. На мой 36-й размер пара крепких башмаков на толстой подошве нашлась с трудом. Зато с каской проблем не было. Главное надеть на голову подкасник – шерстяную вязаную шапочку, чтобы на голову не давили пластиковые ремни и не пачкались от соли волосы.



- А теперь в шахту, - решили мы. Но не тут-то было! Перед спуском нам выдают «спаснаборы». Это жестяные коробки весом в два килограмма, в которых находится противогаз и баллон с кислородом. В случае чрезвычайной ситуации его хватает на три часа. К «спаснабору» прикреплён и фонарик, работающий в режимах ближнего и дальнего света – «луча». Все готовы? В путь!

Спуск

Сердце дико колотится где-то в горле… И, конечно, страшно... Ведь спуск в шахту – это погружение на глубину 180 метров. Поджилки трясутся, колени дрожат, в виске долбится только одна мысль: лишь бы потолок в шахте не рухнул… Но, отгоняя от себя недобрые мысли, мы забираемся в лифт. Называется он у шахтёров попросту - клеть, да и выглядит соответственно. Огромный железный, слегка ржавый ящик на тросах, куда мы заходим, бодрясь и сквозь зубы улыбаясь друг другу.

- Сглатывайте чаще, иначе уши сильно заложит, - советует наш проводник Юрий Баяндин. – Ехать вниз минут 7. И держитесь за что-нибудь руками.

Под это напутствие двери клети с лязгом захлопываются, и мы медленно погружаемся в зловещую тьму. В такие моменты, которые кажутся вечностью, чувствуешь себя очень маленькой и очень слабой. Ведь вскоре  перед  тобой откроются сокровища недр земных.

Забой

Через 10 минут мы внизу. Пока суд да дело подъехала машина. В ней нам предстоит пропутешествовать по тёмным, слабоосвещённым туннелям. Авто, конечно, не легковое. Это конструкция на колёсах под названием «Крот». В кузове машинки расположены сидения, куда мы, сгорая от любопытства, спешно забираемся. Тронулись! А через несколько метров почувствовали сильный холод.

- Температура в шахте и зимой, и летом + 5-7 градусов, - рассказывает Юрий Баяндин.

Машина меж тем, разбрызгивая лужи, кружит по бесконечному лабиринту. Наконец, спустя двадцать минут, мы прибываем на место. Над нами, на высоте четырёх метров, на все стороны света разбегаются тонкими цветными прожилками залежи соли. Они причудливо изгибаются мощными слоёными волнами, иногда закручиваются в кольца. Кристаллы таинственно посверкивают в свете наших фонарей. Провожу пальцем по стене и, как ребёнок, тащу его в рот – солёное. Даже горчит немного.



- Однажды мы нашли на стене складку в виде бабочки, станок так залежь срезал, – рассказывает Юрий Баяндин. - Пять метров вправо – и ничего бы не было.

Но такие находки – редкость. Да и не до красоты рабочим. Чтобы продемонстрировать – как проходят шахтёрские будни, нам включили станок с огромным сверлом. Пыль так и полетела в разные стороны. Всё вокруг окуталось взвесью, мы стояли как в тумане и чихали друг на друга, как заведённые. Конечно, отпуска у шахтёров по 28 дней два раза в год, и зарплата хорошая. Однако и риск для здоровья велик. Впрочем, случайных людей в их нелёгком деле не бывает.

А возвращались мы с одной мыслью: хорошо, что «спаснаборы» не понадобились…

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах