Пермь, 24 декабря - АиФ-Прикамье. В последнее время в СМИ стали появляться статьи о настоящем экологическом бедствии в Кизеловском угольном бассейне: в результате излива кислых вод из шахт происходит сильнейшее загрязнение местных речек токсичными металлами, сернистой кислотой (их содержание в десятки раз превышает ПДК!). Понятно, что потом эта отравленная вода из небольших речек попадает в более крупные водоёмы Пермского края, загрязняя последние.
Между тем в своё время под руководством кандидата технических наук Григория Прохорова, бывшего сотрудника МНИИЭКО ТЭК, была разработана «Концепция по обеспечению экологической безопасности, сохранения природных ресурсов и экономическому развитию Кизеловского бассейна». В её подготовке приняли участие специалисты ведущих пермских научных институтов и вузов. В 2005 году данная Концепция была передана в отдел краевой администрации, который занимается проблемами КУБа.
В концепции отмечалось, что после закрытия угольных шахт, улучшения в окружающей среде не происходит. Потому что будет продолжаться изливание кислых шахтных вод в окружающую среду. И рассчитывать на самоочищения не стоит.
Первым делом авторы предлагали провести дистанционные мониторинговые исследования КУБа. На основе полученных данных разработать технические решения, направленные на снижение и прекращение сброса шахтных вод в водоёмы. Необходимо было ликвидировать провалы, трещины и воронки, чтобы уменьшить попадание загрязнённых в результате эксплуатации шахт поверхностных вод в подземные горизонты. Далее предлагалось строительство прудов-накопителей, отстойников, шламохранилищ с целью прекращения попадания кислых шахтных вод в водоёмы региона. В частности, предполагалось восстановить Кизеловский пруд: когда вода из шахт будет изливаться в малых количествах, этот пруд станет буфером между шахтными водами и реками бассейна. Далее планировалось максимально использовать биологические методы очистки и ботанические площадки для самоочищения шахтных вод. Причём с последующим использованием осадков, шлама и ила в промышленности и сельском хозяйстве. Один из вариантов применения – из осадков, получаемых в результате самоочистки воды в прудах, можно вторично добывать редкоземельные металлы. Более того, при желании на основе кислых вод можно построить в КУБе настоящую курортную зону наподобие той, которая существует в Кисловодске и Железноводске (там тоже кислые воды, как у нас).
Здесь особо подчеркнём, строительство очистных сооружений по нейтрализации шахтных вод не предусматривалось. Это и технически, и экономически бесперспективно. Поэтому новый проект, который предлагает строительство четырёх новых очистных сооружений, нужно заморозить на самой ранней стадии. Возведение и последующее обслуживание этих сооружений будет очень затратным. И регион ничего не выиграет, наоборот, только потратит деньги впустую.
Для реализации концепции, разработанной под руководством Григория Прохорова, не мешало бы привлечь и иностранных инвесторов. Тогда был бы контроль, финансовая помощь и обучение по устранению подобных ситуаций. Потому что известны такие работы в мировой практике: в частности, в США, Германии. Впрочем, и у нас в советские времена лет 30 назад такую же проблему успешно решили в украинском городе Жёлтые воды.
Я убежден, что за восстановленный (и в экономическом, и экологическом планах) регион наши потомки будут только благодарны.