Пермь, 29 декабря - АиФ-Прикамье. Итак, год уходит, итоги его фактически подведены и проанализированы на газетных полосах, в пространстве Интернета и в телевизионных студиях. Эксперты, вне зависимости от своих личных политических предпочтений, сходятся в том, что 2012 год, по крайней мере, его первая половина, стала временем роста оппозиционных настроений – в первую очередь, среди молодежи. Это было характерно для большинства российских мегаполисов, в том числе для Перми. Однако в столице Прикамья всплеск «уличной активности» прошел более спокойно и ровно, чем во многих сопоставимых по численности населения городах.
Речь сейчас – не о том, хорошо это или плохо, интересно само явление в чистом виде. Начиная со второй половины прошлого века большинство молодежных движений – как политизированных, так и далеких от любой общественной деятельности – проходили «под знаменем» рок-н-ролла и рок-культуры в самом широком значении этого термина. Достаточно вспомнить 80-90 годы, времена заката СССР, когда поклонники этого жанра считались отпетыми диссидентами и антикоммунистами, или движение двух последних лет «Захвати Уолл-стрит» в США. В организации американских палаточных городков рок вообще сыграл огромную роль. Достаточно сказать, что одна из групп нью-йоркских активистов сообщила осенью 2011 года о желании создать арт-центр, в котором будут проводиться репетиции и концерты. А хиты Джима Моррисона стали своеобразными «гимнами» нового поколения молодежи, желающей выразить свое отношение к окружающей действительности …
А теперь перенесемся из Нью-Йорка 2011-2012 годов в Пермь двадцатилетней давности. Конечно, в те времена ничего похожего на массовые «гуляния» под открытым небом не было и быть не могло. Однако рок-движение, как и во многих других больших городах, бурно развивалось. В студенческих клубах, дворцах культуры и прочих мало-мальски пригодных площадках постоянно кипела активная жизнь. В 90-ые силами самих музыкантов в краевом центре был создан первый рок-клуб. В те годы по всему Прикамью гремели названия пермских групп – «Черный флаг», «Танцы на траве», «Ишмеретлен эмбер»… Их творчество, конечно, внешне ничего общего с политикой не имело. Но именно тексты их песен, во многом создавали в молодежной, студенческой среде желание обсуждать общественные проблемы, спорить и вырабатывать в дебатах свою собственную позицию – будь то тема распада Советского Союза, политика правительства реформаторов или будущее мирового коммунистического движения... Одним словом, думающая молодежь стремилась общаться, и делиться друг с другом мнениями не через Интернет, а вживую. Создавалась клубная культура, увеличивалось число интересных и перспективных групп.
Но с конца 90-х годов в пермской студенческой (и в целом исповедующей ценности рок-н-ролла) среде происходят неожиданные и, увы, регрессивные изменения. В отличие от соседних Екатеринбурга, Уфы, Казани, где появилась целая плеяда звезд российской рок-сцены вроде «Чайфа», «Агаты Кристи» или «ДДТ», в Перми движение, едва взяв старт, закончилось. Единственный рок-клуб закрылся, концерты, прежде проходившие по всему городу регулярно, стали редкими. Были разные попытки объяснить, почему так случилось. Например, отсутствие даже самой скромной поддержки перспективных исполнителей со стороны малого бизнеса, гораздо меньше развитого в Прикамье, чем, в той же Свердловской области и, как следствие, «угасание» жизни в сфере рок-музыки.
Вместе с концертной средой ушла и та культурная молодежная «аура», которая начала появляться два десятилетия назад, прежде всего, в студенческих, неформальных кругах. У молодых пермских интеллектуалов возник дефицит сопричастности к единой культуре рок-н-ролла, непосредственного общения и дискуссии. Конечно, эти люди продолжают слушать то, что любят, обмениваются пластинками и делятся друг с другом впечатлениями от новых альбомов. Однако для них различные стили рок-музыки, как фактор, когда-то связывавший их личную жизнь с общественной «плоскостью бытия», больше не существует.
В то же время, пермское «протестное» движение сегодня по большей части лишено той основы, без которой любой диалог или уличная акция становятся пресными. Речь, конечно, вовсе не о том, что все митинги должны проводиться в форме концерта. Просто без единого пафоса или, как принято выражаться, «внутреннего драйва», шествовать по улицам или стоять в пикете – скучно. А рок-н-ролл всегда был, в силу своей энергии, спутником политики и активной общественной жизни. И, возможно, он еще вернет себе эту роль на пермской сцене… Как поет в одной из своих песен Александр Градский:
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.