Пермь, 4 февраля - АиФ-Прикамье. О поездке в Малайзию и Камбоджу я даже и не мечтала. От советского периода осталось в памяти, что Малайзия – отсталая страна третьего мира. Помню, как лет 10 назад при покупке телевизора продавцы предложили вариант, изготовленный в Малайзии, и я его решительно отвергла: что там хорошего могут произвести? А оказалось, что по разработке информационных технологий это страна относится к первой десятке мировых лидеров.
Но начнем по порядку. Наша встреча с дочерью и внучкой состоялась в аэропорту Дубаи Арабских Эмиратов, куда я прилетела из Москвы, а мои девочки из Каира, где они проживают постоянно. И дальше – в Куала-Лумпур мы летели уже вместе… на двухэтажном самолёте.
С первого взгляда малазийский ландшафт показался нам похожим на летний российский: те же облачка на бледно-голубом небе, та же зелень повсюду, куда достаёт взгляд. Но при этом в России в это время лежали глубокие сугробы, а здесь – всё цвело и зеленело. В Малайзии круглый год лето, температура держится примерно одинаковая – 26-30 градусов тепла. Летом всего лишь на 2-3 градуса жарче. Часто идут дожди – независимо от времени года. Но они теплые и летние. Крестьяне за год снимают 4 урожая.
Стоит чуть вглядеться в зелень местного ландшафта, и ты уже видишь серьёзные отличия от привычного российского. Среди огромного количества кудрявых крон резкими стрелками выделяются ветви многочисленных видов пальм: широколистых банановых, резных финиковых и масляных, каких-то необыкновенных веерообразных. Здесь же кроны усыпанных цветами южных акаций, грецкого ореха, эвкалипта.
Среди ровных зелёных гор есть и живописные скалы.
– Что-то это мне напоминает, – говорит моя дочь Ксюша. – Наверное, Кунгур. В пальмах.
Это выражение нам понравилось. И оно присутствовало у нас на протяжении всего пути. Кунгур в пальмах чудился нам повсюду.
– Интересно, при такой влажности здесь, наверное, грибы растут? – Спрашивает водителя Ксюша.
– Растут, – подтверждает он. Дочь заметно оживляется. Большую часть времени она живёт в Египте и очень скучает по летним российским радостям.
– А змеи здесь есть? – Водитель опять отвечает утвердительно. – Кобры, – уточняет он.
Да, Малайзия, хоть и похожа на Россию, но – не Россия. К грибной теме мы тут же потеряли интерес.
Куала-Лумпур – столица Малайзии. Она поразила нас разнообразием архитектуры, блеском и оригинальностью современных, в основном, многоэтажных зданий. Жемчужиной столицы оказались башни-близнецы Петронас, принадлежащие одноимённой национальной нефтяной компании. Но если у американцев башни-близнецы были гигантскими прямоугольниками, то у малазийцев это оказались, действительно, башни – с заострёнными куполами, завершёнными острыми шпилями. Они были видны отовсюду. Забранные в железные кольца, особенно хороши они были при вечерней подсветке – в блестящем кружеве линий.
Познакомиться с архитектурой столицы можно было, сев на двухэтажный экскурсионный автобус. Причём билет на него действовал в течение суток. Можно было сойти в понравившемся месте, пофотографировать, перекусить в ближайшем кафе и, дождавшись очередного экскурсионного автобуса, продолжить поездку.
Но нас, прежде всего, интересовал животный и растительный мир Малайзии. Поэтому мы за 5 дней, проведённых в Куала-Лумпуре, побывали в парке птиц, парке бабочек, парке оленей, Национальном дендропарке, в аквариуме, в зоопарке. Фотографировались у многочисленных водопадов, мостиков, живописных композиций. В аквариуме любовались рыбами, проплывающими над головой. Съездили на уникальную ночную экскурсию на реку светлячков. Все прибрежные кусты вдоль небольшой реки Куала Селангор усеяны светлячками. В этом месте много мангровых деревьев. Светлячки питаются нектаром их листьев. Картина напоминает новогоднюю иллюминацию у нас зимой. Только в Малайзии на кустах не электрические лампочки, а настоящие светлячки. Мы убедились в этом, поймав пару насекомых руками. Они при этом продолжают светиться. Но быстро скрываются в ночи.
Побывали мы в храме индийского бога Муругана, к которому ведёт лестница в 287 ступеней. Статуя божества достигает 42 метров. В стране около 15 % населения – индусы. Поэтому к храму, расположенному в пещере на большой высоте, устремляются не только туристы, но и паломники.
Интересно, что в этом отдалённом уголке мира мы встретили и своих земляков. Программист из Перми Михаил Брюшинин сопровождал в путешествии своего московского дядюшку Василия Явкина.
Другая жительница Пермского края - Ольга Никонова – вышла замуж за малазийца и вообще осела в Куала-Лумпуре. Она организовывает экскурсии для русско-язычных туристов. О её жизни в далёком краю я рассажу в отдельной статье. Но о некоторых деталях хочется упомянуть сейчас. Муж Ольги Ван – доктор. После окончания медицинского учебного заведения ему как начинающему специалисту правительством была бесплатно предоставлена прямо на территории госпиталя, куда он получил направление, пятикомнатная квартира с четырьмя туалетами (такое количество туалетов с душевыми в квартире типично для жарких стран). Квартира выпускникам предоставляется официально на 3 года, но специалист на практике может жить в ней сколько угодно. Семья Ольги оплачивает лишь коммунальные услуги.
Правительство страны вообще много делает для молодого поколения. В стране – бесплатное 11-летнее образование с обязательным изучением английского языка. Учащихся тоже бесплатно обеспечивают учебниками и школьной формой.
Если учесть, что в стране круглый год тепло, то нет необходимости и отапливать жильё. Поэтому нет у жителей Малазии проблем с управляющими компаниями и поставщиками тепла – монополистами, постоянно вздергивающими тарифы, как у нас. Им нет необходимости выживать в суровых условиях. Поэтому, наверное, у них такие открытые и приветливые лица…