Пермь, 29 июня - АиФ-Прикамье. В пермском театре «У моста» сыграли спектакль «На дне» по пьесе А. М. Горького. Со сцены пахнет настоящим керосином и луком, и как утверждают в театре, накануне премьеры с целью вхождения в образ актеры несколько дней не мылись.
После «Франкенштейна» по Мэри Шелли постоянные поклонники ждали от театра чего-то в том же духе. И театр обещал любителям мистики в анонсе: «Жизнь в ночлежке проходит на глазах умирающей Анны... Никто из живых не чувствует, что смерть продолжает ходить между ними и уже ищет следующую жертву»...
На самом же деле в афише самого мистического театра появился самый реалистический спектакль. На который хоть школьников веди для просмотра в дополнение к школьной программе (не считать же матерным звучащее со сцены «г…но», которое гораздо чаще по телевизору услышишь. – прим. автора). Панорама жизни низов, нарисованная Горьким, явилась во всей широте. Здесь опустившийся Барон (Валерий Митин) – в его полосами разодранном костюме с трудом угадывается фрак. Странник Лука ещё спрашивает про него, правда ль тот знатным был, а как доподлинно узнать? Здесь ни у кого нет паспортов, всем приходится верить на слово. Вот нищий не только кошельком, но и духом бывший ремесленник Бубнов (Илья Бабошин). Рядом с ним вот-вот умрет Анна (Татьяна Петункина), а для него это значит только: «Значит, кашлять перестанет». С такими же парализованными чувствами Клещ (Андрей Одинцов) – Анна это его жена, но для него она обуза – другие постояльцы выводят ее погулять на воздух. Пьяница Актер (Василий Скиданов), организм которого, как он сам любит повторять свой диагноз, «отравлен алкОголем» (ударение на втором слоге). Брутальный «блатной» Васька Пепел (Александр Шаманов), чуть что хватающийся за нож, - его вспыльчивость в итоге его и погубит. «Роковая» женщина Василиса Карповна, жена хозяина (Галина Гринберг/Мария Майданюк), задумавшая его извести и подыскивающая убийцу. Сам хозяин скупердяй и ревнивец Костылев (Анатолий Жуков), который под стать своим жильцам – он презирает их, но плоть от плоти их. И венчает весь этот парад характеров Лука (новичок труппы Никита Петров) – таинственный бродяга, на лице которого навсегда застыло хитрое выражение. Он всегда загадочным образом оказывается там, где нужно. Утешает Анну перед смертью лучше любого батюшки. Подсказывает Актеру, что можно найти наркологическую лечебницу. Удерживает Пепла от убийства – жаль, вдругорядь от тюрьмы не упасет...
Более ста лет назад Горький вложил в эту пьесу все свое знание «свинцовых мерзостей жизни», увековечил, кажется, все народные типы, что подсмотрел за годы «в людях». И актерского коллектива театра хватило, чтобы полностью воплотить на сцене населенный мир одного из важнейших текстов русской литературы, и представить во плоти каждого отдельно взятого персонажа - в нескольких словах рассказать, как и почему тот пришел на «дно».
Готовя премьеру, труппа глубоко погрузилась в материал. В период репетиций бывали на нынешнем «дне» - в действующей пермской социальной гостинице. Со сцены пахнет настоящим керосином и луком, на столе – настоящие черные сухари... Уверяют, что в стаканах на сцене плещется настоящая водка. Наконец, как на полном серьезе уверяют в театре, накануне премьеры актеры решили несколько дней не мыться. Все это под прямым влиянием того, как Владимир Ильин, репетируя франкенштейновского монстра, выломал самому себе пару зубов. Это погружение в атмосферу в театре прозвали форматом 4D.
Три с половиной часа действия проходят незаметно. Актеров вызывали на поклоны по четыре-пять раз.
«После ярко современного Макдонаха мы искали что-нибудь, чтобы углубиться в историю, - комментировал художественный руководитель театра «У моста» Сергей Федотов. – Случайно попалась «На дне», и, перечитав ее, я понял, что она совсем не такая, как нам преподавали в школе. И все персонажи не такие, как их интерпретировал учебник. И пьеса тоже оказалась очень современна, практически про наше время! Про то, что веру потеряли, что любовь забыта – на все это и сейчас жалуются. Она потому вызывает у всех скуку, что кроме тезиса «Горький – пролетарский писатель», в школе ничего не преподавали. Но Горький - классик не только социалистического реализма, а мировой литературы. А самое главное – что забитые, несчастные люди, опустившиеся на самое дно жизни в буквальном смысле, все равно сопротивляются, ищут света, строят планы на будущее и продолжают мечтать о лучшей жизни».