Так часто бывает в жизни: ты вдруг открываешь для себя давно всем известные горизонты, и окружающие смотрят с недоумением. Мол, ведь это не прописная истина, откуда свалилась? Но так получилось, что фигуру и глубину личности Игоря Ниссоновича я открыла для себя сравнительно поздно. Сначала это были просто небольшие интервью, очерки. А потом в мою жизнь пришел «Король Лир». И для меня он навсегда останется тем, кто пережил на своем веку не одно и не два предательства, тем, кто окрылял, вдохновлял и шел по жизни с хитроватой, но задорной улыбкой.
Он никогда не притворялся, никого не изображал, он просто вел свою линию, несгибаемый и невероятно пластичный одновременно. Он был хозяином, Королем, двери его дворца были открыты для всех, независимо от того – с каким настроением и мыслями ты сегодня пришел в театр. Но отпечаток личности Игоря Тернавского – мистической, таинственной, мощной, как цунами – легким налетом непознанного всегда витал в стенах театра.
Ах, эта мистическая роль Кукловода… По большому счету мы все знаем – в чьих руках наша жизнь и кто нами управляет… Тернавский лишь слегка затрагивал ниточку в душе каждого из нас и она отвечала где-то внутри мощным резонансом и разносилась по окрестностям, по самым темным и неизведанным уголкам души, выводя на свет Божий пороки, ошибки, обиды и – прощение. Театр – монастырь души, и Игорь Ниссонович всегда был рад каждому, кто пришел с верой. С верой в силу искусства.
Ах, эта удивительная, ничем не объяснимая благодать – растворяться в сценическом действе, вышедшем из-под руки Творца… Невероятный Лир. Без гротеска, без перебора, в созвучии с каждым. Он излечивал смятение, сомнения, гордыню, хотя, возможно, сам порой мучился от них. С Тернавским было безумно интересно спорить: он как-то признался, что каждый спор, каждое несогласие с его точкой зрения – болезненно, но заставляет искать новые пути, не останавливаться, вылезать из зыбучего тупика.
И он учил (не поучал) а именно учил – терпеливо, со знанием, с верой в дело всей своей жизни. Откуда бралась сила и энергия противостоять и вдохновлять? Наверное, у того, кто дергает за ниточки. Может быть, они по духу были родней…
А последний урок Игорь Ниссонович преподал своим уходом. Урок в том, чтобы успевать. Успевать жить, творить, отдавать, приумножать те крупицы добра, что живы в каждом из нас. Но по каким-то, в действительности ничего не значащим причинам, мы прячем их в те глубины, откуда Игорь Тернавский их и доставал. Теперь доставать их оттуда больше некому. Пусть его урок не пройдет для нас незаметно. Давайте успевать любить.
* Мнение автора может не совпадать с мнением редакции