139

Игорь Тернавский – король и кукловод

Фото: АИФ

Так часто бывает в жизни: ты вдруг открываешь для себя давно всем известные горизонты, и окружающие смотрят с недоумением. Мол, ведь это не прописная истина, откуда свалилась? Но так получилось, что фигуру и глубину личности Игоря Ниссоновича я открыла для себя сравнительно поздно. Сначала это были просто небольшие интервью, очерки. А потом в мою жизнь пришел «Король Лир». И для меня он навсегда останется тем, кто пережил на своем веку не одно и не два предательства, тем, кто окрылял, вдохновлял и шел по жизни с хитроватой, но задорной улыбкой.

Игорь Тернавский знал о людях все. Как они устроены, какие мотивы ими движут в тот или иной момент, что у каждого из нас за душой... Мне довелось пережить потрясающие минуты встреч – в кругу друзей и коллег – когда мы просто сидели и слушали его несмолкающий аккомпанемент к жизни. Истории со страниц творческого пути, анекдоты, печальные воспоминания… Он никогда не открывался до конца – как и положено Гению, но отдавал себя зрителю и искусству полностью, с головы до самых глубин своей мятущейся, вечно ищущей души. Дна у Игоря Ниссоновича не было. Да, он не раз в своей жизни падал в пропасть политических интриг, ведь не секрет, что власть всегда хотела подчинить себе искусство. Но сама натура Тернавского не имела пределов, он был безграничен.

Он никогда не притворялся, никого не изображал, он просто вел свою линию, несгибаемый и невероятно пластичный одновременно. Он был хозяином, Королем, двери его дворца были открыты для всех, независимо от того – с каким настроением и мыслями ты сегодня пришел в театр. Но отпечаток личности Игоря Тернавского – мистической, таинственной, мощной, как цунами – легким налетом непознанного всегда витал в стенах театра.

Ах, эта мистическая роль Кукловода… По большому счету мы все знаем – в чьих руках наша жизнь и кто нами управляет… Тернавский лишь слегка затрагивал ниточку в душе каждого из нас и она отвечала где-то внутри мощным резонансом и разносилась по окрестностям, по самым темным и неизведанным уголкам души, выводя на свет Божий пороки, ошибки, обиды и – прощение. Театр – монастырь души, и Игорь Ниссонович всегда был рад каждому, кто пришел с верой. С верой в силу искусства.

Ах, эта удивительная, ничем не объяснимая благодать – растворяться в сценическом действе, вышедшем из-под руки Творца… Невероятный Лир. Без гротеска, без перебора, в созвучии с каждым. Он излечивал смятение, сомнения, гордыню, хотя, возможно, сам порой мучился от них. С Тернавским было безумно интересно спорить: он как-то признался, что каждый спор, каждое несогласие с его точкой зрения – болезненно, но заставляет искать новые пути, не останавливаться, вылезать из зыбучего тупика.

И он учил (не поучал) а именно учил – терпеливо, со знанием, с верой в дело всей своей жизни. Откуда бралась сила и энергия противостоять и вдохновлять? Наверное, у того, кто дергает за ниточки. Может быть, они по духу были родней…

А последний урок Игорь Ниссонович преподал своим уходом. Урок в том, чтобы успевать. Успевать жить, творить, отдавать, приумножать те крупицы добра, что живы в каждом из нас. Но по каким-то, в действительности ничего не значащим причинам, мы прячем их в те глубины, откуда Игорь Тернавский их и доставал. Теперь доставать их оттуда больше некому. Пусть его урок не пройдет для нас незаметно. Давайте успевать любить.

* Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах