446

Школьная форма в Прикамье: 230 лет назад и сейчас

Фото: АИФ

Форма пермских гимназистов

Школьную форму в Прикамье ввели ровно 230 лет назад в 1783 году с открытием «Градской Пермской школы». Дресс-код тогда был прост и непритязателен – суконный зеленый кафтан да блуза. К слову, учились тогда только мальчики, поэтому варианта формы для девочек не существовало.

                                                                         
Мнение

Павел Миков, уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае:

«Школьная форма будет способствовать усилению безопасности детей. Ведь форма обращает на себя внимание окружающих и помогает найти свидетелей, если с ребенком что-то случилось: «Почему у нас не пропадают кадеты? Потому что они сразу бросаются всем в глаза!»

С преобразованием затем «Градской Пермской школы» в гимназию форма стала более презентабельной, близкой к военной, только на кокардах и пряжках ремней вместо герба была буквенная аббревиатура – «ПГ». То же самое – у учащихся Алексеевского реального училища. Фуражка носилась круглый год; в холодное время сверху накидывался башлык.

В конце ХIХ века открылись Мариинская и Александровская женские гимназии, а также три частных – «Циммермановская», «Дрекслеровская» и «Барбатенковская». Гимназистки носили коричневые плиссированные платья с пристежными воротничками и манжетами, фартучками (последние были черными в будни, белыми – при торжественных случаях), головным убором были капоры.

Советское время: форма после революции

После Октябрьской революции форму отменили. Учащиеся ходили, кто во что горазд. И лишь по праздникам одевались единообразно – «темный низ, белый верх».

Дореволюционная форма вернулась в 1949 году по личному распоряжению Сталина. Мне еще довелось поносить этакий армейско-гимназический гибрид: фуражка, гимнастерка темно-серого сукна, кожаный ремень. Белый пришивной подворотничок. Латунные пуговки. На латунных же кокарде и пряжке – буква «Ш» в лавровом веночке.

Школьная форма сталинского периода. Фото из личного архива автора

Красиво, подтягивающе. Затем был серый шерстяной костюмчик на четырех пуговицах с отложным воротником. И наконец, синий костюм из полусинтетической ткани: куртка с погончиками (вариант – пиджак), шеврон с раскрытой книгой на фоне солнышка, алюминиевые пуговицы. Форма девочек все это время оставалась неизменной (она пользуется популярностью и ныне – стиль «ностальжи»). Прочность моей одежки была непревзойденной. Как–то раз меня в первом классе взрослые ребята за шиворот подвесили на штакетник. И ничего – форма выдержала. Еще она была очень экономичной. Покупалась «на вырост» – штанины и рукава подкатывались и подшивались.  Одно плохо: от долгой носки они начинали пузыриться.

А нужна ли форма?

Работая над данной публикацией, обзвонил десятки коллег-педагогов, беседовал со школьниками и их родителями. Мнения о введении школьной формы высказываются подчас диаметрально противоположные. 

К плюсам можно отнести дисциплинирующий фактор, обозначение принадлежности к конкретному учебному заведению. В школах, где форма отсутствует, приходится прилагать гораздо больше усилий для поддержания дисциплины и борьбы с вызывающим поведением отдельных учеников. Школьная форма особенно важна для самых маленьких учеников. Первоклассники мечтают носить форму. Для них это  атрибут «взрослой» учебной жизни. Ребенок со школьной скамьи привыкнет носить одежду к месту и ко времени. Какой бы дизайн ни придумали модельеры для школьного дресс-кода, этот дизайн в любом случае будет строгим и деловым, не допускающим вольностей, не отвлекающим. Дети должны с детства привыкать к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это – средство общения.

Одна из вариаций современной формы. Фото www.russianlook.com

А вот относительно стирания различий в благосостоянии учеников – не все так просто. Форму чаще всего не приемлют дети из очень обеспеченных семей и из самых бедных.  Первым «обезличивающая дешевка» мешает демонстрировать свою элитарность. Такой настрой обязаловкой не преодолеешь. Ведь есть еще обувь, косметика и парфюмерия, ювелирные украшения, мобильные телефоны и так далее. Способы подчеркнуть свой социальный статус станут еще изощренней и агрессивней. Малообеспеченные родители тяготятся дополнительными расходами. Жакет и юбочка для девочки или костюм для мальчика стоят в среднем от трех тысяч рублей (причем, неплохо бы иметь два комплекта формы – на смену). Прибавьте к этому плату за подгонку формы по фигуре, стоимость блузок-рубашек, а также то, что каждый год форму придется менять – ребенок-то растет – и получите внушительную сумму, которую надо выложить «разом».

Кроме того, если ученик испортит, испачкает или порвет форму (особенно это касается сорванцов-мальчишек) – придется тратиться на ремонт или даже полную замену вышедшего из строя предмета одежды. В учебных заведениях, где существует форма, малообеспеченных детей ругают и публично высмеивают перед одноклассниками. Представляете, какая дискриминация скоро может начаться?

Покупкой формы дело все равно не ограничится. Ребенку надо будет во что-то одеваться после школы и на выходных, то есть раскошеливаться предстоит минимум дважды.

Руководителям общеобразовательных учреждений, учителям и хочется, и колется. Они, не без оснований опасаются, что им не предоставят достаточного выбора. Вдобавок «обязаловка» вызовет гигантское количество конфликтов – вплоть до обращений в суды.

Настораживает и побочная цель. Правительство рассматривает введение обязательной формы как элемент «поддержки уязвимых секторов экономики, в том числе легкой промышленности». По прогнозам специалистов Минпромторга РФ, вступление в ВТО вскоре аукнется падением объемов производства последней процентов на 10. Полагаю, тем самым поддерживать мы будем не отечественных, а китайских текстильщиков и швейников. Лишнее тому подтверждение – обмундирование  армии и других силовых структур России. Кстати, дорогое и вызывающее множество нареканий относительно фасонов и приспособленности к условиям службы.

В отличие от советской, рыночная экономика не позволяет сделать школьную форму на порядок дешевле обычной одежды. Значит, нужна либо непосредственная выдача таковой (по аналогии с учебниками), либо последующая компенсация покупки (хотя бы через налоговый вычет).  

Форма - это равенство для учеников. Фото www.russianlook.com

И последнее. Вот ведь парадокс – самих школьников-то – за редким исключением никто и не спрашивает. Придя «первый раз в первый класс» они радуются форме, но чем дальше – тем больше отвергают ее. Для подростков и юношей очень важным является свобода выбора, проявление своей индивидуальности. Если им не позволяют самовыражаться, это приводит либо к эпатажному поведению, либо, напротив, к забитости. Ученик нуждается в уважении к собственной личности, а выбор стиля одежды для школьников исходит из такого уважения. Даже советские примерные школьницы в свое время старались покороче подрезать подол школьного платья, чтобы продемонстрировать ножки. Что уж говорить об их внучках-дочках, воспитанных телевидением и глянцевыми журналами?

Правильно поступают в некоторых школах, вводя так называемый свободный день. Обычно это пятница или суббота (в зависимости от продолжительности учебной недели), когда учебная нагрузка минимальна и дети уже расслабляются перед предстоящими выходными. В такие дни разрешается приходить на занятия в любой одежде. Это дает учащимся ощущение определенной свободы и не сильно вредит сложившемуся распорядку школьной жизни.

Посему очередное  нововведение нужно реализовывать, взвесив все «за» и «против». Наиболее приемлемым я считаю вариант, при котором форма будет разнообразна по цветовым гаммам и фасонам, благодаря чему станет возможна некоторая «отсебятина» (разумеется, вне торжественных мероприятий).

Аркадий Константинов, педагог с 28-летним стажем

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах