Наводнение на Дальнем Востоке продолжается уже почти месяц. Уровень воды в реке Амур превысил отметку в 8 метров. Ущерб от паводка составляет миллиарды рублей. Возможно ли повторение такой ситуации в других регионах страны?
Да, и возможно даже в Пермском крае. И проблемное место – это Кизеловский угольный бассейн, где происходит настоящее экологическое бедствие. В результате излива кислых вод из шахт происходит сильнейшее загрязнение местных речек токсичными металлами, сернистой кислотой (их содержание в десятки раз превышает ПДК!). Понятно, что потом эта отравленная вода из небольших речек попадает в более крупные водоёмы Пермского края, загрязняя последние. Но у высокой кислотности воды есть и другая отрицательная черта - она может разъедать металл. И если такая вода дойдет до Камского водохранилища, то нас может ждать серьезная проблема. Представляете, что будет, если «кислая» вода разъест гидротехнические сооружения?
Сегодня в качестве решения предлагается построить в КУБе дорогостоящие очистные сооружения. На мой взгляд, возведение таких установок неэффективно. По сути, это зарывание денег в песок.
Между тем в свое время под руководством кандидата технических наук Григория Прохорова, бывшего сотрудника МНИИЭКО ТЭК, была разработана «Концепция по обеспечению экологической безопасности, сохранения природных ресурсов и экономическому развитию Кизеловского бассейна». В ее подготовке приняли участие специалисты ведущих пермских научных институтов и вузов. В 2005 году данная Концепция была передана в отдел краевой администрации, который занимается проблемами КУБа.
В концепции отмечалось, что после закрытия угольных шахт, улучшения в окружающей среде не происходит. Потому что будет продолжаться изливание кислых шахтных вод в окружающую среду. И рассчитывать на самоочищения не стоит.
Первым делом авторы предлагали провести дистанционные мониторинговые исследования КУБа. На основе полученных данных разработать технические решения, направленные на снижение и прекращение сброса шахтных вод в водоёмы. Необходимо было ликвидировать провалы, трещины и воронки, чтобы уменьшить попадание загрязненных в результате эксплуатации шахт поверхностных вод в подземные горизонты. Далее предлагалось строительство прудов-накопителей, отстойников, шламохранилищ с целью прекращения попадания кислых шахтных вод в водоемы региона. В частности, предполагалось восстановить Кизеловский пруд: когда вода из шахт будет изливаться в малых количествах, этот пруд станет буфером между шахтными водами и реками бассейна. Далее планировалось максимально использовать биологические методы очистки и ботанические площадки для самоочищения шахтных вод. Причём с последующим использованием осадков, шлама и ила в промышленности и сельском хозяйстве. Один из вариантов применения – из осадков, получаемых в результате самоочистки воды в прудах, можно вторично добывать редкоземельные металлы. Более того, при желании на основе кислых вод можно построить в КУБе настоящую курортную зону наподобие той, которая существует в Кисловодске и Железноводске (там тоже кислые воды, как у нас).
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции