В субботу эхо гражданской войны на Украине отозвалось поминальной службой: в Перми похоронили Александра Стефановского, воевавшего добровольцем в армии Луганской народной республики. На днях поступили вести об еще одном известном пермяке, вступившем этим летом в ряды ополченцев – Александре Григоренко. Его ранило в том же бою, где погиб Стефановский. Григоренко уже вернулся в Россию и его жизни и здоровью ничего не угрожает.
Сколько всего в этой войне участвует пермяков – никто достоверно не знает. Куда важней вопрос, ради чего они это делают и что в итоге? Кто-то воюет за свои ценности, которые, это уже не берется в расчет, оправдывают кровь и лишения тысяч человек. А кто-то в формате наемника зарабатывает на любом военном конфликте – без разницы «за кого», лишь бы платили.
Если абстрагироваться от пропагандистских штампов, мне кажется, мы стали свидетелями страшной трагедии. Гражданская война в соседней стране, которая еще недавно официально именовалась братской (и по факту продолжает такой является, кто бы что ни говорил) – это не только проблема украинцев, это и наша колоссальная проблема и головная боль на ближайшие годы. Хуже – только прямой вооруженный конфликт между странами. Наши геополитические спарринг-партнеры могут довольно потирать руки – ближайший потенциальный и желанный союзник России сейчас люто нас ненавидит. Лучшего сценария для недоброжелателей не придумать: славяне сами, наставив друг на друга дула автоматов, ослабляют себя.
Увы, за двадцать с небольшим лет наша страна так и не смогла выстроить с соседней Украиной таких отношений, которые бы позволили максимально эффективно использовать глубокие исторические, культурные, экономические, военные и прочие связи. За эти годы нам не удалось сформировать в Украине по-настоящему серьезную пророссийскую политическую силу, мы проиграли западу борьбу за умы молодых украинцев, и сейчас воодушевленно продолжаем вбивать клин между народами.
С геополитических позиций гражданский конфликт на Украине – это поражение России на самых ближних рубежах. Страны, которые окружают наше государство, должны быть максимально лояльными, особенно если нас связывают общее прошлое и, как ни крути, общее будущее. Вот только какое оно – «будущее» с Украиной?
Элиты, заигравшись в геополитические игры, как будто не думают о последствиях. Жертвы военного конфликта на Украине уже исчисляются сотнями, жизнь сотен тысяч украинцев уже разделялась на «до» и «после» войны. По последним официальным данным с начала конфликта в Россию вынужденно перебрались около 730 тысяч (!) человек. Где эти люди будут жить, кто их будет содержать, какова будет их дальнейшая судьба?
В гражданской войне по определению не бывает победителей, это конфликт «с отрицательной суммой». Жертвы с обеих сторон уже насчитывают более 2000 человек (данные ООН), более 5 000 раненых, серьезно пострадали города и села, десятки тысяч жителей в зоне конфликта живут на грани нищеты без воды и света в страхе за свою жизнь. Когда в эти регионы вернется нормальная жизнь?
Вот почему я считаю, что любая поддержка вооруженного конфликта на Украине, личное участие, впрочем, как и сама война в соседнем государстве, противоречит интересам России. Война между славянами – это чуждая здравому смыслу и противоестественная война. Это война, которая не имеет права продолжаться.
Во имя чего жертвы, такие человеческие страдания на юго-востоке Украины? В этом конфликте нет глубинного смысла, оправдывающего противостояние. Это не освободительная война и не отпор захватчикам. Это война ради войны.
Мне очень жаль, что еще одним результатом кровавого конфликта стала гибель и ранения наших сограждан. Их никто не гнал туда силком, это был их осознанный выбор. Они, конечно же, знали о возможных для себя последствиях. Но не принимали во внимание. Элиты заигрались над политической картой мира, а энтузиасты-наемники заигрались в солдатиков. Как 100 лет назад, когда разгоралось пламя первой мировой войны.
P.S. Искренне желаю Александру Григоренко выздоровления и скорейшего возвращения к мирной жизни.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции