Примерное время чтения: 4 минуты
215

Ссылка POST

В музее советского наива открылась выставка «Папины письма». Экспонаты для нее пермское отделение «Мемориала» собирало около 30 лет: в основном, это письма репрессированных. 10 граждан своей страны, 10 непростых судеб. Микроистория государственной системы подавления. Тема репрессий здесь, казалось бы, играет роль первой скрипки. Но, всматриваясь, начинаешь понимать, герои как бы поднимаются над этой «лагерной ямой», в которую их бросило родное государство. Нет, конечно, в своих посланиях они пишут о трудностях, которые и не снились никому из современного поколения. Но в основном, и это поражает, они пишут своим детям о вечных ценностях. Всепобеждающая любовь и вера – основа генетического кода выставки «Папины письма».

Вот стенд про советского ученого Алексея Вангенгейма, создателя главной геофизической обсерватории. В своих письмах он готовит дочку к школе. Учит азам математики, биологии, рисует и рассказывает про море, северное сияние, высылает из Соловков засушенные растения для гербария.

Еще один герой выставки, Виктор Лунев, присылал из ссылки своей дочке стихи и комиксы, оформленные в маленькую детскую книжку.

Сразу у нескольких политзаключенных рефреном звучит мысль, не потерявшая до сих пор актуальности: вкладывайтесь в образование своих детей! На секунду представьте себе, какую надо иметь выдержку и силу духа, чтобы на скудном пайке дистанционно решать со своей дочкой примеры или обучать рисованию, а не думать каждую секунду, «как выжить»?

«Читайте ребята, больше – лишь то, что вы знаете, не сможет отобрать ни один деспотизм мира. Знание – самое дорогое для нас и самое страшное для произвола дело!» – цитата из письма домой.

Или вот, что пишет наш земляк Михаил Бессонов, попавший в плен во время войны и за это осужденный на 10 лет: « Учитесь прилежно: то, что вы знаете, бессильны отнять тюрьма и ссылка, это сила, которую у вас никто не отберет».

История репрессий на выставке «Папины письма» подается не через ужасы ГУЛАГа, а через неразрывную связь между людьми. Письма «оттуда» как воздух нужны папам, которые в них черпают смысл жизни, и, конечно, семьям, котором «на воле» тоже очень тяжело. Клеймо «сын/дочь врага народа» прилипало быстро и потом – не отмоешься.

Читаешь письма и изумляешься, как государство может ненавидеть собственных граждан, как буйным цветом расцветает система доносительства, как параноидальные поиски антисоветчины рушат судьбы.

«Дали мне 5 лет северо-восточных лагерей (Дальний Восток), а за что… я сам не знаю, так как никаких обвинений мне предъявлено не было, должно быть за 27-28 год», – пишет из второй своей ссылки Михаил Стройков. Спустя год он будет расстрелян.

«Я два раза почти умирал, но все-таки живу, не зная для чего: десять лет – срок для меня почти безнадежный. А за что – я не знаю. Если бы знал, было бы легче. Врагом народа не был и никогда не буду», – пишет родным Михаил Бессонов.

Доносы, выбитые показания, ложные обвинения в заговоре… В октябре 1937 года все тот же Алексей Вангенгейм был обвинен в принадлежности к буржуазно-националистической организации «Всеукраинский центральный блок» и расстрелян.

«Миллионы граждан великой страны, строившей светлое коммунистическое будущее, были принесены в жертву этой утопии. Десятилетиями страна жила в атмосфере пафоса и террора, страха и восторга, повального доносительства и военно-патриотической истерии. Обратной стороной великих строек были бесчисленные лагеря, в которых содержались в чудовищных условиях, истощенные голодом и непосильным трудом строители великой утопии. Их хоронили с бирками на ногах, голыми, в безымянных могилах.  Это были миллионы людей, лишенных нормальной человеческой жизни – дома, семей, нормальной профессиональной работы. Единственной живой связью заключенных с отставленным миром были письма – женам и детям…». Эти слова принадлежат писательнице Людмиле Улицкой. Добавить к ним нечего.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах