Примерное время чтения: 6 минут
43330

«Палёное» топливо и пьяные таксисты. Экс-оператор – о буднях частных АЗС

Сюжет Испытано на себе: сфера услуг

Периодический рост цен на бензин приводит к распространению частных автозаправочных станций. Явно проигрывая в качестве, топливо на подобных точках пользуется неплохим спросом за счёт своей сравнительно невысокой стоимости. Зачастую частная заправка – это небольшой вагончик или будка, обшитая металлом, а рядом расположен единственный контейнер для топлива с колонкой. Всё это находится где-то на отшибе или в малопроходимых местах, потому что часто работают такие заправки нелегально.

Мария Иванова (имя изменено – прим. ред.), в течение двух месяцев трудившаяся оператором АЗС,  рассказала о принципах их работы.

Без отопления и туалета

Мини-АЗС, куда я устроилась на работу, находилась в черте города. К слову, работала она нелегально, но закрывать её не торопились.

«И так сойдет», – этой фразой хозяин АЗС реагировал практически на всё. Не надо быть большого ума, чтобы догадаться – не каждый двигатель выдержит топливо, смешанное из разных видов бензина, например, АИ-92 и АИ-95. Но владельца это волновало мало, а жалобы на качество он пропускал мимо ушей. Надо ли говорить, что с каждым разом количество недовольных росло, а сыпались ругательства на нас, операторов. Вопрос решали посредством снижения цен, устанавливали стоимость на полтора-два рубля ниже, чем на официальных АЗС. Гоняясь не за качеством, а за количеством горе-заправщик разбавлял топливо разного рода присадками, от чего рос как объём бензина, так и недовольство клиентов.

На условия труда для операторов также никто не обращал внимания. Поскольку дело было зимой, мы просили поставить нам хотя бы обогреватель. Ноль эмоций. В итоге принесли свой электрорадиатор из дома. Но в конце месяца из зарплаты вычли 50% – за излишнее потребление электроэнергии.

Что вообще собой представляет частная заправка? Небольшой вагончик или будка, обшитая металлом и контейнер для топлива с колонкой. В операторской будке есть кушетка и терминал, через который осуществляется учёт бензина. Иногда телевизор, иначе можно свихнуться от безделья. Ну а уборная…Мы работали даже без биотуалета. Ситуацию спасал расположенный рядом сервисный центр.

Фото: www.globallookpress.com

Школа воровства

Моя сменщица филигранно владела искусством обсчитывать покупателей. Часто знакомые владельца АЗС приезжали заправляться в долг, под роспись. Вот их-то подписи она и научилась лихо подделывать, таким образом прибавляя к зарплате 3-4 тысячи рублей за каждую смену. Свою роль играли и дисконтные карты, которые хозяин заправки щедро раздавал в день открытия. Карты давали возможность получить скидку в 5%. Были они и у операторов. Иногда терминал «как бы не работал», соответственно клиент не получал бонус, но расчёт на то, что он не будет жаловаться, обычно оправдывался. Зато в конце смены напарница при помощи собственной карточки снимала отличную сумму. А вскоре она начала просто продавать эти бонусные карты по 50-70 рублей. 

Нетрезвые водители

Кстати, о таксистах. Нетрезвые водители в наших краях бывали довольно часто. Один, к примеру, приезжал ровно в 10 вечера в неадекватном состоянии и начинал долбить в дверь будки и орать, требуя налить ему кофе. Почему-то он считал, что мы ему должны. Или справлял нужду под окошко оператора. Потом заправлялся и спокойно уезжал, как ни в чём не бывало. А на следующий день появлялся вновь. Как-то я поинтересовалась у одного из водителей, насколько часто встречаются такие вот кадры. Тогда он и рассказал, что часто, потому что ситуация в их сфере просто аховая. Процент берут все: операторы на рации, сам владелец службы такси, цены за поездки мизерные, а мчать часто приходится из одного конца города в другой.

По этой же причине некоторые таксисты вынуждены заливать в бак то, что попроще и подешевле. При этом они прекрасно понимают, что используют плохое, некачественное топливо. Но жизненная ситуация заставляет: семья, кредит, своя машина, которую время от времени надо ремонтировать. Кстати, многие из них впоследствии признавались, что свои собственные авто они бы ни в жизнь не заправили нашим бензином. А взятые в аренду портили нарочно, это давало возможность заработать на ремонте. Исправляли всё сами в гараже, а для отчёта в бухгалтерию приносили поддельные чеки и квитанции.

Подвожу итог – на качество обслуживания в мини-заправках рассчитывать не приходится. Впрочем, и к самим сотрудникам здесь соответствующее отношение. 

Потребителю на заметку

Распознать нелегальную заправку, в действительности, довольно просто. Если подобная АЗС расположена в черте города, то обязательно либо на окраине, либо среди заброшенных гаражей, бараков, складов и тому подобных мест. Обычно продаётся там только одна марка топлива. Если вы попросите предъявить документы на топливо, в частности, сертификат соответствия, то вряд ли его получите. Расплатиться на таких АЗС можно только наличными, банковские терминалы здесь не предусмотрены. Кроме того, выглядит пункт продажи топлива непрезентабельно. 

Дмитрий Козенков, юрист: 

«Частные АЗС, осуществляющие нелегальную деятельность, подпадают под статью о незаконном предпринимательстве – ст. 171 УК РФ. Установить факт нелегального бизнеса могут компетентные органы – полиция, прокуратура, налоговая служба, трудовая инспекция. Для этого достаточно написать жалобу на точку продажи топлива, которую вы посчитали подозрительной и подать в перечисленные выше инстанции».

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах